«Круглый стол» по теме «Начало Гражданской войны в России и выступление чехословацкого корпуса» в Самарской областной библиотеке прошел бурно. Так сказать, с «огоньком».
Зал постепенно заполнялся народом, Петр Серафимович внимательно изучал фото в газете «Трудовая Самара». Первым, с докладом «Начало гражданской войны в Среднем Поволжье. Крестьянские восстания», выступил профессор Кабытов. Первые тринадцать минут собравшиеся терпеливо слушали лекцию об общей истории России: историк свалил в кучу Елену Глинскую, Ивана IV, Пугачёва, Булавина, Гражданскую войну и Перестройку, Чапанное восстание, Галактионова и Цурюпу. По словам профессора, существует «новое историческое пространство, и надо потихоньку привыкать к тому, что жизнь меняется, и меняются оценки, меняется и терминология». Собственно, с терминологии все и началось. - Дайте определение «Гражданской войне» - обратился к Кабытову один из оппонентов. Граждане зашумели.
- Так мы не поняли, мы собрались здесь для обсуждения конкретной проблемы, или о том, чтобы оценить Октябрьскую революцию - правильная она была или не правильная? – Справедливо возмутилась одна из присутствующих дам.
- Памятник – это не наше дело. Нечего рассуждать по памятнику!? – мгновенно отреагировал Александр Никифорович Завальный. И вообще, кто пришел обсуждать проблему установки памятника, просим на выход.
Оказывается, инициативная группа историков и краеведов не в курсе того, что основная тема «круглого стола» - «целесообразность установления в Самаре памятного знака на месте захоронения чехословацких легионеров времен гражданской войны». И это не смотря на то, что о проблеме предстоящей дискуссии было прямо заявлено на сайте Министерства образования и науки Самарской области.
Некоторые сторонники установки памятного знака приводили аргументы «за», уровня детского сада – эмоции, штампы и чудовищное незнание предмета. Дошло до откровенных оскорблений. Александр Никифорович Завальный поведал о десятках тысяч кровожадных мадьяр, ненавидящих славян и русских. И именно мадьяры, по мнению Завального, лили кровь невинных людей рекой. Мадьярам было все равно кого убивать – главное, чтобы это были русские.
Главному библиографу Самары напомнили:
- Между прочим, вы сейчас наговорили на уголовную статью.
Знаете, как относятся к нам, самарцам инициативная группа историков и краеведов?
- Орды самарцев гонялись за коммунистами, жаждали крови. А чехи защищали тех, кто был в доме коммунистов, чехи не пускали в клуб коммунистов толпы самарцев - Вот так. Мы с вами, оказывается, потомки кровожадной «орды». А раз так, зачем с «ордой» обсуждать серьезные вопросы? Установим «памятный знак» - «знак собственности рабовладельца», «пипл схавает». В общем, обстановка в зале накалилась до предела.
- Иногда, чтобы вспыхнуло пламя, достаточно небольшой искры - заявил профессор Кабытов. И пламя вспыхнуло. Кто-то из зала обильно оросил головы «членов инициативной группы» водой.
По видео. За оговорку прошу не бить – на несколько видеокамер говорил эмоционально - накипело.
P.S. Знаете, возможно, Завальный, говоря о самарцах как об орде прав? На бывшем кладбище в данный момент идет строительство торгового центра. Извлеченные из земли человеческие останки (интересно, работали ли предварительно на месте строительства археологи?) грузят в самосвалы вперемешку со строительным мусором, а затем
выбрасывают на берег реки. Кто может ТАК относиться к могилам своих предков? Есть определения? Для меня уже совершенно ясно – гадить на могилах, в любой форме, очевидно старая самарская традиция.