В начале 1970-х годов, за несколько лет до празднования 30-летия Великой Победы руководство Куйбышевского авиационного завода №18, на котором в военные годы выпускался боевой самолет ИЛ-2, приняло решение увековечить память о легендарном штурмовике и установить его, как памятник, на заводе. Но где его взять? Найти целый самолет ИЛ-2 было невозможно, ведь его выпуск прекратился ещё в конце войны. Самолет давно был снят с вооружения в частях ВВС, разобран и пущен на металлолом. В стране не оказалось ни одного штурмовика ИЛ-2, в то время как в музеях США, Англии, Франции, Канады, Польши и даже Германии ИЛ-2 экспонировался как лучший образец мировой авиационной техники того времени.
Для справки, ИЛ-2 - самый массовый боевой самолёт в истории, его модификаций было выпущено около 40 тысяч штук. Штурмовик был созданн в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина, первый полет состоялся в 1939 году, серийное производство началось в феврале 1941 года, закончилось в 1945-м.
С отсутствием ильюшинского штурмовика столкнулись ещё в 1967-м, когда в честь 50-летия Советской власти было решено организовать выставку авиационной техники. Уже тогда выяснилось, что многие боевые машины не сохранилось. Так где же найти ИЛ-2 для создания памятника на авиазаводе Куйбышева? Для этой цели в различных районах страны начались поиски самолетов, сбитых во время войны. Самолеты находились, но слишком сильно поврежденные. Неожиданно в газете "Труд" за октябрь 1972 года появилась небольшая заметка "Тайна озера Ориярви", в которой говорилось, что в Кандалакшском районе Мурманской области, недалеко от озера Ориярви, охотники обнаружены остатки легендарного штурмовика.
Прибывшая к месту падения самолета комиссия обнаружила останки человека в кабине воздушного стрелка, пулемет с пустыми лентами, пистолет, ракетницу и лётный планшет. Заводской номер машины (1872932) помог выяснить, что она была построена на Куйбышевском авиационном заводе №18. С завода самолет отправили в Заполярье в 1943 году в 828-й штурмовой авиаполк. В том же 1943-м самолет был сбит после ожесточенного боя за большой аэродром Алакуртти, где базировались немецкие самолеты. По бортовому номеру определили имена летчика и воздушного стрелка, ими оказались летчик младший лейтенант Константин Котляревский и стрелок старший сержант Евгений Мухин. Начались поиски следов Котляревского, предстояло выяснить, как погиб и где похоронен. Каково же было удивление, когда на запросы отликнулся сам Константин Михайлович! Оказалось, что он чудом остался жив, после войны 14 лет работал летчиком-испытателем и возглавлял штаб гражданской обороны одного из заводов Новосибирска.
В мае 1973 с Куйбышевского авиационного завода №18 для доставки самолета отправили группу во главе с В. Быковым и старейшим мастером отдела эксплуатации Е. Капустником. Тридцатилетнее пребывание самолета на болоте не прошло бесследно, многие части сильно проржавели и сгнили. Практически нетронутым остался лишь бронекорпус. Соседний леспромхоз, узнав о цели приезда заводчан, пришел на помощь. Была прорублена 1,5 километровая просека, деректор выделил тралёвочный трактор для перетаскивания агрегатов самолета. Вскоре части самолета были доставлены в Куйбышев.
01. Остатки самолета ИЛ-2 недалеко от озера Ориярви.
Восстановление самолета поручили передовому цеху №19, а руководителем назначили Е. А. Капустника. В группу восстановления "летающего танка" вошли лучшие слесари-ветераны завода - Дятилев, Морозов, Паршуков, Путилин, Роговой, Строганов и другие. Работы предстояло более чем достаточно, ведь по существу, самолет пришлось изготовить почти полностью заново.
02. Восстановление самолета ИЛ-2 на Куйбышевском авиационном заводе №18
03. Бригада слесарей у восстановленного ИЛ-2
Сначала самолет был установлен внутри авиазавода, вблизи проходной, как напоминание о трудовом подвиге коллектива в годы Великой отечественной. Однако вскоре было принято решение поставить самолет-памятник на одном из самых видных мест города, так как он символизировал трудовой вклад рабочих всего Куйбышева в дело победы, ведь очень многие предприятия принимали участие в строительстве грозных ИЛ-2.
04. Восстановленный ИЛ-2 у проходной
По решению горсовета, самолет-памятник был установлен на пересечении Московского шоссе и Кировского проспекта. Автором памятника стал заслуженный архитектор России Алексей Григорьевич Моргун. 7 мая 1975 года состоялось торжественное открытие монумента, на котором присутствовало множество высоких гостей, в том числе и бывший директор завода №18 А.А. Белянский, прославленный летчик-испытатель В.К. Коккинаки, из Новосибирска прилетел и сам летчик, самолет которого поднят на пьедестал, подполковник запаса Константин Михайлович Котляревский. Памятник ИЛ-2 стал символом города Куйбышева, трудового героизма тружеников тыла и мужества советских лётчиков на фронте. Стало традицией приезжать к памятнику в дни всенародных праздников и семейных торжеств. Один из таких примеров - Иван и Александра Тургеля.
Бывший летчик-штурмовик, ныне майор запаса авиации Иван Сергеевич Тургеля воевал в составе 136-го штурмового авиаполка на 1-м и 2-м Белорусским фронтах, совершил 83 боевых вылета, кавалер ордена Красного знамени, трех орденов Отечественной войны и ордена Красной звезды. В каждый боевой полет его провожала механик по спецоборудованию, снаряжавшая самолет боеприпасами и с нетерпением ждавшая его возвращение - бывший ст. сержант Александра Филиповна Гончаренко (Тургеля).
05. И. С. Тургеля у памятника ИЛ-2
06. Ежегодно в день свадьбы, эта ставшая супружеской пара, приходит к самолету ИЛ-2, соединившему их навсегда, чтобы отдать ему дань своего глубокого уважения.
В записи использованы материалы из книги П.Л. Моисеенко "Наш легендарный бронекорпус", фотографии предоставлены П.Л. Моисеенко.
Вы можете также почитать запись о народном музее П.Л. Моисеенко (ЗДЕСЬ) и об истории Мехзавода, где производили бронекорпуса для ИЛ-2 (ЗДЕСЬ)
Больше исторических обзоров в (
КАТАЛОГЕ ВСЕХ МОИХ ЗАПИСЕЙ)
Добавить меня в друзья в Живом Журнале (
КЛИКНИТЕ)
Добавить меня в друзья в Контакте (
ВКОНТАКТЕ)