![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6445/162943629.2e/0_a7b21_6cbe226f_orig)
Ежегодно, в начале февраля в заснеженных полях собираются любители бездорожья. Восемьдесят экипажей из городов Самарской и соседних областей приняли участие в зимних внедорожных соревнованиях «Снежный беспредел IV», организованных клубом "Легион 4х4". Правила и регламент соответствуют названию – разрешено все, а автомобили делятся всего на два класса, в зависимости от наличия лебедки. В отличие от соревнований в теплое время года, зимой автомобилям не приходится забираться в воду по крышу или зарываться в грязь так, что потом машину принимают не на каждой мойке. Здесь же и машины к концу гонки чистые и обычных зимних шин вполне хватает. Все это привлекает большое количество участников, только еще пробующих себя во внедорожных дисциплинах и приклеивающих свой первый стартовый номер. Поэтому, несмотря на вседозволенность, большинство машин это не трофические монстры на колесах от тракторов, а стандартные автомобили.
Так как соревнования длятся всего один день, причем день световой, то к раннему старту участники начали подтягиваться еще затемно. Регистрация и наклеивание номеров, стравливание колес и одевание цепей, укладывание снеговых лопат поближе – все впотьмах. Небо постепенно светлело и когда людей стало можно узнавать в лицо без фонаря, начался брифинг. Ровно в восемь выстрел из пистолета дал начало соревнованиям. Колонна машин, обгоняя друг-друга, рванула к первым точкам.
01.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4135/162943629.2c/0_a79a3_764c37ae_orig)
02.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6437/162943629.2c/0_a79a6_4ba52839_orig)
03.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5636/162943629.2c/0_a79a7_f3499661_orig)
04.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4115/162943629.2c/0_a79a8_8d4f55d8_orig)
05.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5627/162943629.2c/0_a79a9_cac9949c_orig)
06.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5643/162943629.2c/0_a79aa_1bbfcc3d_orig)
07.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4118/162943629.2c/0_a79ab_335e145c_orig)
08.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6446/162943629.2c/0_a79ad_1c1b8536_orig)
09.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6446/162943629.2c/0_a79ae_f977498d_orig)
10.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5643/162943629.2c/0_a79b0_4e28c070_orig)
11.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6444/162943629.2c/0_a79b2_628aca66_orig)
Первые обязательные точки у всех экипажей разные, поэтому колонна быстро распалась и машины стали разъезжаться в разные стороны. Одна из ближних к месту старта точек находилась в глубокой воронке, поросшей деревьями. Взятие этой точки совпало с рассветом. На дне ямы еще сумерки, а выскакивающие из нее автомобили оказывались уже в утренних лучах солнца.
12.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6437/162943629.2c/0_a79b4_9c237bb8_orig)
13.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5643/162943629.2c/0_a79b8_cf9f119d_orig)
14.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4126/162943629.2c/0_a79ba_ab98de32_orig)
15.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6442/162943629.2c/0_a79bb_afd36587_orig)
16.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6434/162943629.2c/0_a79bc_b75de0b0_orig)
17.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5646/162943629.2c/0_a79bd_c68cde5a_orig)
18.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6435/162943629.2c/0_a79be_5ba2669e_orig)
19.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6427/162943629.2c/0_a79c0_44421ab8_orig)
20.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4119/162943629.2c/0_a79c2_4017ce3_orig)
Вместе с большой группой автомобилей перемещаемся дальше. Уже издалека видна нива с людьми на крыше. Ничего удивительного – болельщики радостно прыгают и машут руками, подбадривая свой экипаж. Но подъезжаем к ним и все-таки удивляемся. Это участники не доехали до своей первой точки и разложились. Унывать не нужно, поломки случаются и на первых минутах соревнований, но вот зачем экипаж полным составом залез на крышу и чему бурно радовался так и не ясно. Впрочем, крыша быстро опустела, механик залез под машину и вскоре достал оторванный карданный вал. Нива продолжила соревнования на заднем приводе, а мы помчались к следующей точке.
21.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6430/162943629.2c/0_a79c6_1f8c569b_orig)
22.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6437/162943629.2c/0_a79c7_d50bdd78_orig)
23.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5639/162943629.2c/0_a79c8_7bd796e4_orig)
Ну как помчались, скорее просто поехали, рыская в глубоком снегу. А так как решили сразу ехать на дальние точки, куда участники еще не накатали колеи, то местами приходилось прокладывать дорогу первыми, ориентируясь по навигатору. Выехали в поле, а к точкам, куда мы направлялись, дорог еще не было. Зато догнали участников, которые также пытались сориентироваться в чистом поле и пробиться к точкам.
24.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4115/162943629.2d/0_a79c9_d09139d9_orig)
25.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5646/162943629.2d/0_a79ca_9aa0b15e_orig)
26.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5634/162943629.2d/0_a79cb_bff1d1dc_orig)
27.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4128/162943629.2d/0_a79cc_51f741b_orig)
На краю поля, встречаем экипаж RedCat & Co, появившийся из леса. Отсутствие дороги их не смущало и девчонки с завидным упорством прокладывали свою дорогу в нужном направлении. Штурманы раскапывали снег, машиной с разгона таранили сугроб и так метр по метру, но уверенно продвигались вперед. Шнива выскочила на наезженный участок, и пока Маша ориентировалась, куда рулить дальше, штурманы воспользовались минутной передышкой для отдыха. А затем, все попрыгали в машину и рванули через поле. Забегая вперед, поздравляем девчонок, обогнавших полсотни экипажей и занявших четвертое место!
28.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5633/162943629.2d/0_a79cd_9944c0ac_orig)
29.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5633/162943629.2d/0_a79ce_2ee181f0_orig)
30.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4134/162943629.2d/0_a79cf_c4686a3f_orig)
31.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6427/162943629.2d/0_a79d0_598fbcf6_orig)
32.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6446/162943629.2d/0_a79d1_d55b616_orig)
33.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4133/162943629.2d/0_a79d2_1eef3948_orig)
Скопление машин выдает что-то интересное. Большущая воронка с крутыми склонами, на которые и пешком залазить тяжело. Машины и внизу на дне и вокруг. Длинная нива неспешно подтягивается на обрыв на лебедке. Пока один выезд занят, взявший точку голубой 4-Runner не теряя времени на ожидания с разбега штурмует другой склон. Разбег побольше, газ в пол и приготовившиеся штурманы даже не успевает подтолкнуть автомобиль в гору, как он выезжает сам.
34.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6433/162943629.2d/0_a7af7_96e81d17_orig)
35.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4122/162943629.2d/0_a7af8_7d1dc673_orig)
36.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6425/162943629.2d/0_a7af9_2f34f5dc_orig)
37.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5643/162943629.2d/0_a7afa_7ec1fb7c_orig)
38.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5629/162943629.2d/0_a7afb_c46f21d8_orig)
Длинная нива зависла на краю, продолжая лебедиться, но спуск уже был свободен. С обрыва вниз ныряет уже виденная шнива. Секунды на взятие точки и короткий спор, как выезжать – по длинному, но относительно пологому спуску, где поднялся фораннер, или по короткому, но крутому, где карабкается нива на лебедке. Легкие пути это скучно, так что выбор пал на крутой обрыв. Небольшой разгон - к удивлению и радости экипажа и вопреки скептическому ожиданию всех остальных, выехать получилось с первого раза.
39.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6440/162943629.2d/0_a7afc_53f510e8_orig)
40.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6447/162943629.2d/0_a7afd_bdf0d42e_orig)
Покидаем это место и едем вдоль деревьев по уже накатанным колеям. Навигатором не пользуемся – и в поле сворачивать некуда, и раз тут прошло столько машин, то явно это не кто-то заплутал, а дорога ведет к очередным точкам. Доезжаем до окраины поселка, где на раскатанной многочисленными колесами опушке леса выстроился почти десяток машин. Ну понятно, в овраге под деревьями кто-то застрял, а остальные ждут, пока точка освободится. Подъезжаем к ним и видим идиллическую картину – точка свободная, а все экипажи разложили термосы-бутерброды на капотах и обедают. Все кроме белого Tager‘а.
41.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6444/162943629.2d/0_a7afe_8898564a_orig)
42.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5634/162943629.2d/0_a7aff_2d4c8cd3_orig)
43.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6437/162943629.2d/0_a7b00_7753c751_orig)
Тайгер засел так, что не помогали ни сенд-траки, ни раскачка и прыгание на бамперах. Весь экипаж, вооружившись лопатами, усердно раскапывал машину. Когда автомобиля выехал, вокруг ямы высились извлеченные из-под машины груды снега, а сама яма оказалась выкопанной до земли. А вот шнива и старенький паджерик не уезжли по техническим причинам. На шниве были проблемы со втягивающим, которые не могли устранить на горячем двигателе. А пока движок остывал, экипаж перекусывал. Когда механик смог заняться ремонтом не обжигаясь, втягивающее было починено, о чем возвестило бодрое щелканье. А чапаевской паджере спешить уже было некуда – неработающая понижающая и злые колеса прикончили сцепление. Зато именно их первыми эвакуировал огромный шестиосный камаз-лесовоз, водитель которого привлеченный количеством внедорожников просто подъехал посмотреть.
44.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5631/162943629.2d/0_a7b01_e1ae5e1e_orig)
45.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5631/162943629.2d/0_a7b02_79ffba3_orig)
46.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4116/162943629.2d/0_a7b03_f5229b17_orig)
Вроде и скучная и несложная точка, но к ней постоянно подъезжали все новые экипажи и все время что-то происходило. То две нивы решили брать точку одновременно с двух сторон, причем экипажи синхронно тащили машины на руках. То внезапно возник серьезно подготовленный ульяновский TLC 70, с ходу влетевший в овраг к точке, почти на месте развернувшийся на склоне после взятия точки и умчавшийся напрямик без всякой дороги в лес. Серый паджеро решил проехать овраг насквозь и застрял под деревьями, откуда его пришлось выковыривать ручной лебедкой.
47.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6429/162943629.2d/0_a7b04_fab1a6e1_orig)
48.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4129/162943629.2d/0_a7b05_bb54010a_orig)
49.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6441/162943629.2d/0_a7b06_ffadbb92_orig)
50.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5625/162943629.2d/0_a7b07_8bd93066_orig)
51.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4123/162943629.2d/0_a7b08_33f53b7_orig)
52.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5630/162943629.2d/0_a7b09_91e7b2f3_orig)
53.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6437/162943629.2d/0_a7b0a_1368c343_orig)
54.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5643/162943629.2d/0_a7b0b_561df28a_orig)
55.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6443/162943629.2d/0_a7b0c_2d5ad6f7_orig)
56.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6442/162943629.2d/0_a7b0d_2e4859a_orig)
57.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5645/162943629.2d/0_a7b0e_6a952b3c_orig)
58.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6444/162943629.2d/0_a7b0f_91c65682_orig)
59.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5633/162943629.2d/0_a7b10_f5cecdba_orig)
Как бы насыщенно здесь не было, но надо двигаться дальше, чтобы успеть посмотреть еще точки. Едем на финишную поляну. Точнее это озеро. Проблемы начинаются на подъезде – к озеру спускается единственная дорога, на которой двум машинам не разъехаться. А при попытке разойтись на развилке по раскатанной до льда колее автомобили начинают сползать в глубокий овраг. Деревьев рядом нет – расчитывать приходится только на силы экипажа. Финишная поляна – это не единственная последняя точка, тут рядом их несколько, и закончившие участники могли отдыхать и наблюдать за припозднившимися экипажами.
60.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4134/162943629.2d/0_a7b11_10b4599c_orig)
61.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4136/162943629.2d/0_a7b12_d4b3f4e9_orig)
62.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5647/162943629.2d/0_a7b13_fd95f721_orig)
63.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6447/162943629.2d/0_a7b14_f2c0bb7e_orig)
64.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6439/162943629.2d/0_a7b15_46409d50_orig)
65.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4137/162943629.2d/0_a7b16_df670f2c_orig)
Две горки по разным сторонам-берегам от поляны. Одна – это короткий но очень крутой торчок, по другую сторону которого начинался спуск в овраг. Надо с разгона по льду заехать наверх и успеть остановиться на гребне, чтобы не улететь в овраг. Кто-то аккуратно подтягивался на лебедке, а вот короткий джимни на колесах размером почти с него просто запрыгнул наверх и остановился, лишь уперевшись бампером в дерево. А другая горка не такая вертикальная, но значительно длиннее. Здесь все одинаково лебедились, а участники без лебедок заталкивали свои автомобили наверх. Но вверх – это полдела, надо было еще и спустится. У длиннобазных машин это получалось без проблем, а у коротких нив при спуске задние колеса чуть не отрывались от земли.
66.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4134/162943629.2d/0_a7b17_55354a4c_orig)
67.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5624/162943629.2d/0_a7b18_3d6e7f13_orig)
68.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4133/162943629.2d/0_a7b19_a866dcb6_orig)
69.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5642/162943629.2d/0_a7b1a_4340a54a_orig)
70.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4122/162943629.2d/0_a7b1b_736ba1c_orig)
Солнце снова начало приближаться к горизонту и колонна участников потянулась на награждение. Снова очередь на выезде с поляны. Выезжающие участники уже никуда не торопятся. Но соревнования не закрыты и спешащие на финишные точки экипажи провожают выезжающих недобрыми взглядами – ведь у них время еще идет. Вырвавшись из тесных дорожек в поле, автомобили снова разъезжаются и небольшими группами едут на награждение своим маршрутом.
71.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5634/162943629.2d/0_a7b1c_d901f71f_orig)
72.