Ежегодно, в начале февраля в заснеженных полях собираются любители бездорожья. Восемьдесят экипажей из городов Самарской и соседних областей приняли участие в зимних внедорожных соревнованиях «Снежный беспредел IV», организованных клубом "Легион 4х4". Правила и регламент соответствуют названию – разрешено все, а автомобили делятся всего на два класса, в зависимости от наличия лебедки. В отличие от соревнований в теплое время года, зимой автомобилям не приходится забираться в воду по крышу или зарываться в грязь так, что потом машину принимают не на каждой мойке. Здесь же и машины к концу гонки чистые и обычных зимних шин вполне хватает. Все это привлекает большое количество участников, только еще пробующих себя во внедорожных дисциплинах и приклеивающих свой первый стартовый номер. Поэтому, несмотря на вседозволенность, большинство машин это не трофические монстры на колесах от тракторов, а стандартные автомобили.
Так как соревнования длятся всего один день, причем день световой, то к раннему старту участники начали подтягиваться еще затемно. Регистрация и наклеивание номеров, стравливание колес и одевание цепей, укладывание снеговых лопат поближе – все впотьмах. Небо постепенно светлело и когда людей стало можно узнавать в лицо без фонаря, начался брифинг. Ровно в восемь выстрел из пистолета дал начало соревнованиям. Колонна машин, обгоняя друг-друга, рванула к первым точкам.
01.
02.
03.
04.
05.
06.
07.
08.
09.
10.
11.
Первые обязательные точки у всех экипажей разные, поэтому колонна быстро распалась и машины стали разъезжаться в разные стороны. Одна из ближних к месту старта точек находилась в глубокой воронке, поросшей деревьями. Взятие этой точки совпало с рассветом. На дне ямы еще сумерки, а выскакивающие из нее автомобили оказывались уже в утренних лучах солнца.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Вместе с большой группой автомобилей перемещаемся дальше. Уже издалека видна нива с людьми на крыше. Ничего удивительного – болельщики радостно прыгают и машут руками, подбадривая свой экипаж. Но подъезжаем к ним и все-таки удивляемся. Это участники не доехали до своей первой точки и разложились. Унывать не нужно, поломки случаются и на первых минутах соревнований, но вот зачем экипаж полным составом залез на крышу и чему бурно радовался так и не ясно. Впрочем, крыша быстро опустела, механик залез под машину и вскоре достал оторванный карданный вал. Нива продолжила соревнования на заднем приводе, а мы помчались к следующей точке.
21.
22.
23.
Ну как помчались, скорее просто поехали, рыская в глубоком снегу. А так как решили сразу ехать на дальние точки, куда участники еще не накатали колеи, то местами приходилось прокладывать дорогу первыми, ориентируясь по навигатору. Выехали в поле, а к точкам, куда мы направлялись, дорог еще не было. Зато догнали участников, которые также пытались сориентироваться в чистом поле и пробиться к точкам.
24.
25.
26.
27.
На краю поля, встречаем экипаж RedCat & Co, появившийся из леса. Отсутствие дороги их не смущало и девчонки с завидным упорством прокладывали свою дорогу в нужном направлении. Штурманы раскапывали снег, машиной с разгона таранили сугроб и так метр по метру, но уверенно продвигались вперед. Шнива выскочила на наезженный участок, и пока Маша ориентировалась, куда рулить дальше, штурманы воспользовались минутной передышкой для отдыха. А затем, все попрыгали в машину и рванули через поле. Забегая вперед, поздравляем девчонок, обогнавших полсотни экипажей и занявших четвертое место!
28.
29.
30.
31.
32.
33.
Скопление машин выдает что-то интересное. Большущая воронка с крутыми склонами, на которые и пешком залазить тяжело. Машины и внизу на дне и вокруг. Длинная нива неспешно подтягивается на обрыв на лебедке. Пока один выезд занят, взявший точку голубой 4-Runner не теряя времени на ожидания с разбега штурмует другой склон. Разбег побольше, газ в пол и приготовившиеся штурманы даже не успевает подтолкнуть автомобиль в гору, как он выезжает сам.
34.
35.
36.
37.
38.
Длинная нива зависла на краю, продолжая лебедиться, но спуск уже был свободен. С обрыва вниз ныряет уже виденная шнива. Секунды на взятие точки и короткий спор, как выезжать – по длинному, но относительно пологому спуску, где поднялся фораннер, или по короткому, но крутому, где карабкается нива на лебедке. Легкие пути это скучно, так что выбор пал на крутой обрыв. Небольшой разгон - к удивлению и радости экипажа и вопреки скептическому ожиданию всех остальных, выехать получилось с первого раза.
39.
40.
Покидаем это место и едем вдоль деревьев по уже накатанным колеям. Навигатором не пользуемся – и в поле сворачивать некуда, и раз тут прошло столько машин, то явно это не кто-то заплутал, а дорога ведет к очередным точкам. Доезжаем до окраины поселка, где на раскатанной многочисленными колесами опушке леса выстроился почти десяток машин. Ну понятно, в овраге под деревьями кто-то застрял, а остальные ждут, пока точка освободится. Подъезжаем к ним и видим идиллическую картину – точка свободная, а все экипажи разложили термосы-бутерброды на капотах и обедают. Все кроме белого Tager‘а.
41.
42.
43.
Тайгер засел так, что не помогали ни сенд-траки, ни раскачка и прыгание на бамперах. Весь экипаж, вооружившись лопатами, усердно раскапывал машину. Когда автомобиля выехал, вокруг ямы высились извлеченные из-под машины груды снега, а сама яма оказалась выкопанной до земли. А вот шнива и старенький паджерик не уезжли по техническим причинам. На шниве были проблемы со втягивающим, которые не могли устранить на горячем двигателе. А пока движок остывал, экипаж перекусывал. Когда механик смог заняться ремонтом не обжигаясь, втягивающее было починено, о чем возвестило бодрое щелканье. А чапаевской паджере спешить уже было некуда – неработающая понижающая и злые колеса прикончили сцепление. Зато именно их первыми эвакуировал огромный шестиосный камаз-лесовоз, водитель которого привлеченный количеством внедорожников просто подъехал посмотреть.
44.
45.
46.
Вроде и скучная и несложная точка, но к ней постоянно подъезжали все новые экипажи и все время что-то происходило. То две нивы решили брать точку одновременно с двух сторон, причем экипажи синхронно тащили машины на руках. То внезапно возник серьезно подготовленный ульяновский TLC 70, с ходу влетевший в овраг к точке, почти на месте развернувшийся на склоне после взятия точки и умчавшийся напрямик без всякой дороги в лес. Серый паджеро решил проехать овраг насквозь и застрял под деревьями, откуда его пришлось выковыривать ручной лебедкой.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
Как бы насыщенно здесь не было, но надо двигаться дальше, чтобы успеть посмотреть еще точки. Едем на финишную поляну. Точнее это озеро. Проблемы начинаются на подъезде – к озеру спускается единственная дорога, на которой двум машинам не разъехаться. А при попытке разойтись на развилке по раскатанной до льда колее автомобили начинают сползать в глубокий овраг. Деревьев рядом нет – расчитывать приходится только на силы экипажа. Финишная поляна – это не единственная последняя точка, тут рядом их несколько, и закончившие участники могли отдыхать и наблюдать за припозднившимися экипажами.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
Две горки по разным сторонам-берегам от поляны. Одна – это короткий но очень крутой торчок, по другую сторону которого начинался спуск в овраг. Надо с разгона по льду заехать наверх и успеть остановиться на гребне, чтобы не улететь в овраг. Кто-то аккуратно подтягивался на лебедке, а вот короткий джимни на колесах размером почти с него просто запрыгнул наверх и остановился, лишь уперевшись бампером в дерево. А другая горка не такая вертикальная, но значительно длиннее. Здесь все одинаково лебедились, а участники без лебедок заталкивали свои автомобили наверх. Но вверх – это полдела, надо было еще и спустится. У длиннобазных машин это получалось без проблем, а у коротких нив при спуске задние колеса чуть не отрывались от земли.
66.
67.
68.
69.
70.
Солнце снова начало приближаться к горизонту и колонна участников потянулась на награждение. Снова очередь на выезде с поляны. Выезжающие участники уже никуда не торопятся. Но соревнования не закрыты и спешащие на финишные точки экипажи провожают выезжающих недобрыми взглядами – ведь у них время еще идет. Вырвавшись из тесных дорожек в поле, автомобили снова разъезжаются и небольшими группами едут на награждение своим маршрутом.
71.
72.