Самарский научно-технический комплекс имени Николая Кузнецова (старые названия- Государственный союзный опытный завод № 2, Завод № 276, Куйбышевский моторный завод, Куйбышевское научно-производственное объединение "Труд") - крупнейшее в стране предприятие по разработке и созданию авиационных двигателей для военной и гражданской авиации, ракетных двигателей, двигателей для газоперекачивающих установок и электростанций на базе авиадвигателей. СНТК им. Н. Д. Кузнецова находится в поселке Управленческий г. Самара. На территории предприятия есть небольшой музей, где мне посчастливилось побывать в декабре 2012 года.
01. Попасть сюда честно говоря было непросто, так как завод является режимным объектом. В небольшом музее представлены макеты авиационных и ракетных двигателей, множество фотографий и документов по истории завода.
02. Часть экспозиции посвящено генеральному конструктору Николаю Дмитриевичу Кузнецову.
03. Николай Дмитриевич Кузнецов (1911-1995) был назначен руководителем и Главным конструктором завода в мае 1949 года. Под руководством Кузнецова на предприятии было создано 57 оригинальных и модифицированных газотурбинных двигателей для самолётов различного назначения и экранопланов, жидкостных реактивных двигателей для ракетно-космических комплексов, а также двигателей для привода нагнетателей газоперекачивающих агрегатов и электрогенераторов.
04. В музее хранится много личных вещей Николая Кузнецова. На фото- рабочий стол.
05. Тетрадь с записями.
06. Телефон Н. Кузнецова
07. Самовар.
08. Один из множества сувениров.
09. Электронные настольные часы, одни из первых в стране.
10. Форма Н. Кузнецова.
11. Стул из рабочего кабинета. По словам Веры Михайловны Данильченко, хранительницы музея, Николай Кузнецов вёл скромный образ жизни, всё время и силы отдавая работе. Трудолюбие Н. Кузнецова было примером для всех работников предприятия, под его руководством был создан крепкий и сплочённый коллектив.
12. Журналом "Aviation Week..." присуждена награда Н. Кузнецову в категории "Аэронавтика и силовые установки", за то, что его конструкторское бюро было в авангарде по разработке авиационных двигателей, 1992 год.
13. О Николае Кузнецове уже написано много книг
14. Биография Н. Кузнецова весьма интересна, рекомендую почитать, например книгу В.Н. Орлова "Генеральный конструктор Н. Д. Кузнецов и его ОКБ". А если коротко, то:
Родился 23 июня 1911 г. в Актюбинске, в семье Дмитрия Матвеевича Кузнецова, по профессии рабочего-котельщика, и Марии Михайловны Кузнецовой, домохозяйки. Учился в школе крестьянской молодёжи. В 1926 начал работать слесарем. В 1930 закончил школу и поступил в Московский авиационный техникум, где учился на вечернем отделении, а днём работал слесарем-сборщиком. В 1933 поступил на воздушно-технический факультет моторостроительного отделения ВВИА имени Н. Е. Жуковского, который закончил с отличием 16 ноября 1938. Темой его дипломного проекта был «Мотор четырёхтактный, карбюраторный, 28-цилиндровый с 4-рядной звездой...». 4 апреля 1941 года успешно защитил кандидатскую диссертацию по проблеме конструкционной прочности авиационных моторов. В период с июля по сентябрь 1942 года, в порядке стажировки, находился на фронте в должности старшего инженера 239-й истребительной дивизии 6-й воздушной армии. В октябре 1942 познакомился с Георгием Маленковым, который высоко оценил способности Кузнецова и направил его вскоре заместителем главного конструктора на Уфимский авиационный завод. Здесь он проработал с 1943 по 1949, сначала под руководством В. Я. Климова, затем, с 1 июля 1946 года, на должности главного конструктора. В 1949 переводится в Куйбышев, где возглавляет Государственный союзный опытный завод № 2 по разработке и производству опытных реактивных двигателей, ныне названный его именем — Самарский научно-технический комплекс имени Н. Д. Кузнецова.
Немного фотографий из музея:
15. Встреча Н. Кузнецова с работниками Куйбышевского обкома КПСС, 1986 год.
16. Министр авиационной промышленности А. Сысцов в цехе №39, 1988 год.
17. Н. Кузнецов с представителями фирмы "Сименс", 1993 год.
Благодаря Н. Кузнецову в посёлке Управленческом, где располагается СНТК, был открыт второй в Куйбышевской области широкоэкранный кинотеатр (1962 год), построен Дом Культуры «Чайка», создана развитая социальная инфраструктура: больницы, профилактории, базы отдыха, детский сад, ясли, стадион, лыжная база, парк «Юность». При содействии Кузнецова был открыт филиал Кубышевского авиационного института и основан Самарский научный центр РАН.
18. Вымпелы работников завода.
19. Подарки с других предприятий.
20. Макеты двигателей.
21.
Примеры некоторых двигателей:
22. Турбовинтовой двигатель НК-4 создан в 1956 году. Взлётная мощность 4000 л. с.
23. Турбовинтовой двигатель НК-12, взлетная мощность 15000 л.с., масса 3065 кг, испытан в 1958 году.
24. Турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой НК-321. Тяга на взлетном режиме 25000 кгс, масса 3650 кг, длинна 7453 мм, испытан 1983 году.
25. Экраноплан "Орленок" был создан в Нижнем Новгороде в "ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Алексеева" в 1972 году для быстрой переброски десанта. На "Орленке" было установлено два двигателя НК-8-4К и один НК-12МК.
26. Жидкостный ракетный двигатель многоразового действия НК-33 был предназначен для первых ступеней лунного комплекса Н-1. Советская программа лунных пилотируемых полётов — ряд проектов, имевших своей целью исследование Луны с помощью пилотируемых космических кораблей. Программа была важным элементом советской космической программы и длительное время была титульным проектом по своему значению и приоритетности. Но соперничество между разными конструкторскими бюро и плохая координация лунной программы со стороны советского правительства привели к ненужному распылению сил и средств, что стало одной из причин, по которым пилотируемые полёты к Луне и на Луну в СССР так и не состоялись. Вышло постановление уничтожить двигатели НК-33, но Н. Кузнецов, на свой страх и риск спрятал их в одном из цехов. Сегодня, спустя десятки лет хранения, двигатели находятся в рабочем состоянии и вызывают восхищение у современных конструкторов. Часть двигателей недавно продана американцам, где после модификации их планируется использовать на ракетах-носителях.
27. Макет стратигического бомбардировщика-ракетоносца ТУ-160 с двигателями НК-32
28.
29. Макет самолета ТУ-154
30. Огромная книга почета, куда вписаны лучшие работники завода.
31. Первая запись сделана в 1948 году.
32. С октября 1946 года по декабрь 1953 года на заводе находились немецкие специалисты (инженерно-технические работники) авиадвигательных фирм «Юнкерс», «БМВ» и «Аскания» с семьями. Совместно с конструкторами предприятия они работали над совершенствованием воздушно-реактивных двигателей 004 (на базе ЮМО-004), 012Б (на базе ЮМО-012), 003С (на базе БМВ-003) и турбовинтового двигателя 022 (на базе ЮМО-022). Часть экспозиции посвящена немецким специалистам.
33. Условия для работы и проживания немецких специалистов были созданы весьма неплохие- они получали высокую зарплату, деньги позволялось переводить в Германию по выгодному курсу, разрешалось выписывать с Германии газеты и журналы, посылать и получать посылки, для детей было организовано обучение на немецком языке.
34.
35. На первомайской демонстрации.
36. Совместные соревнования.
37. Немцам нравилась Волга и красота этих мест.
38. На первомайской демонстрации.
39.
40. В пионерском лагере.
41. Печатная машинка немецких специалистов.
42. Описание турбовинтового двигателя 022 (технический руководитель доктор Шайбе) 1950 год.
43. Двигатель НК-93 (макет двигателя в центре на фото) предназначается для магистральных самолётов средней и большой дальности Ил-96, Ту-204 и перспективного грузового Ту-330. НК-93 начали разрабатывать в конце 80-х годов, а в 1993-м предполагалось ввести его в эксплуатацию. С 1998 года к освоению НК-93 подключилось Казанское моторостроительное производственное объединение (КМПО), в кооперации с ОАО «Моторостроитель» (сейчас ОАО «Кузнецов»), ОАО «Металлист — Самара» и ОАО «НПП Аэросила», но из-за отсутствия финансирования работы были завершены в 2004 году. В настоящее время КМПО освоило серийный выпуск наземного двигателя НК-38СТ, который является прототипом НК-93.
44. На предприятии выпускалась газета "Маяк".
45. Глобус Н. Кузнецова
46. Разные сувениры и подарки.
47. Фото, подаренное музею от инженерно-технической службы авиабазы в Энгельсе (2008 год)
Спасибо пресс-службе ОАО "Кузнецов" за возможность посетить музей.
посмотрите также само производство (
ОАО "КУЗНЕЦОВ" В САМАРЕ)
Добавить меня в друзья в ЖЖ
КЛИКНИТЕ