Всё чаще в последнее время всплывает имя Альфреда нашего фон Вакано. И страсти шпионские кипят, и в связи с выделением субсидий пивоварам его поминают - слили помощь родному "Жигулевскому"... Кстати, на счёт слива. Хочется напомнить, что не пивом единым жила Самара начала ХХ века. Австрийский подданный подарил городу и сопутствующее благо - канализацию. Четыре версты городского коллектора были открыты в 1909 году. Подробную информацию об этом можно найти в интеренете. А вот увидеть своими глазами чудо инженерной мысли доводилось до недавнего времени разве что диггерам и работникам Самараводоканала. Первые как-то показали мне фотографии этого коллектора, в диггерской среде имевшего условное название "красный тоннель", а вторые провели экскурсию и по смотровой камере, и по современным очистным сооружениям на Сухой Самарке.
Построив канализацию за свой счет, безвозвратно, Альфред фон Вакано выдвинул условие, «чтобы все доходы, какие будут получаться от этого участка через эксплуатацию его, шли непременно исключительно на расширение канализации до тех пор, пока вся площадь города не будет канализирована… и чтобы Городское Управление за подключение к канализации взимало бы не менее 75% той суммы, которую домовладелец потратил бы на вывоз нечистот с его участка»...
Весь материал, необходимый для строительства, был местный. Заводу М. М. Шигаева, который находился в Засамарской слободе, заказали кирпич особого размера - водостойкий, из жирной глины среднего слоя залегания. 70 тысяч штук.
Глубина залегания коллектора - 5 метров. Сделан он так, чтобы его не нужно было обслуживать.
Строители четко придерживались параметров проекта. И даже сумели придать некоторую эстетику сооружению, которое, в принципе, не было рассчитано на наплыв любопытствующих зрителей.
В 1909 году самарские газеты комментировали строительство канализации так:
«Наконец-то после трех лет препирательств и взаимных упреков городская дума решилась утвердить предложенный г-ном Линдлеем план общественного строительства, которое позволит избавить Самару от уличного половодья и нечистот. Грязь с улиц пойдет в два больших скрытых под землей канала, один из которых проложат по берегу Волги, другой – по берегу Самарки. Недоброжелатели говорят, что рядились бы об этом строительстве еще дольше, если бы г-н Ушаков не устроил бы для гласных, господ чиновников и их семейств поездку на Коровий остров с пикником, во время которого всячески расписывалось место для канализационной станции и всевозможная выгода городу от оной. Пикник проходил с шампанским и закончился общим катанием по Волге на пароходе».Строительство самарской канализации шло вплоть до 1918 года. Но потом стало не до этого. И дальнейшее развитие канализационная сеть получила уже после Великой Отечественной войны. Но об этом тоже можно почитать на просторах интернета.
А вот о чем нет никакой информации - это о том, куда подевалась мемориальная табличка "От самарских купцов - городу", установленная в день открытия канализации и провисевшая на стене смотровой камеры без малого век. Пропала она лет пять назад во время реконструкции проходящей рядом теплотрассы. Так и не найдена. Так никто и не привлечен к ответственности. Да, собственно, и не искали ни саму доску, ни ответственных за её пропажу.