В череде крупных отечественных разбойников, таких как Разин, Пугачев, Булавин и Ленин - Разин, безусловно, снискал наибольшую народную любовь. Про него в народе сложено несчетное количество песен, сказок, легенд, при чем образ его рисуется с неизменной симпатией. Пугачев как-то не так симпатичен народу, про Булавина, по-моему, вообще ничего не сложено, а симпатия к Ленину в псевдонародном творчестве - какая-то искусственная, партийная. Не зря Александр Сергеевич Пушкин отзывался о Разине « как о единственном поэтическом лице русской истории». Удивительно, но в Ростовской области, кроме, Ростова-на-Дону с его коненковской "Ватагой Разина", что на набережной, пожалуй, больше и нет фундаментальных монументов, посвященных этой фигуре.
А между тем, существующие легенды и исторические данные связывают места обитания Степана Разина на Дону с Кагальницким городком, который находится нынче на территории Константиновского района Ростовской области. Вот мы и отправились к этому городку, где Разин зимовал, держал в 1669 году свою персидскую княжну, пока она не надоела ему до смерти и он не выкинул ее в воду. В этом же городке Разин и был в 1671 году пленен войсками царского самодержавия. Более того, историк А.Г. Попов утверждал на основании преданий, что и Ермак Тимофеевич был «Кагальницкой станицы старшиной».
Первым пунктом на нашем пути был хутор Упраздно-Кагальницкий, он же - Куликовка.
Осмотрев стройплощадку местной церкви мы отправились к Старой Кагальницкой станице. Хотя она не такая уж старая, сюда перебрались жители Кагальницкого городка после наводнения 1780 года. Нынче здесь нет ничего , кроме пейзажа.
Понаблюдав пейзаж, отправились в хутор Кастырский, или Кастырку.
Есть версия, что основали хутор тоже выходцы из разинского городка, да и само название хутора происходит от слова "кастырить" - "как стырить". В Кастырке нам надо было захватить проводника - знатока казачьей истории по имени Иван Сидорович, без которого отыскать Кагальницкий городок Степан Тимофеевича было бы весьма затруднительно. Наше внимание сразу обратилось на заросшее старое здание, используемое в качестве склада.
Иван Сидорович рассказал, что церкви в хуторе никогда не было, но зато здесь была казачья школа, в которой преподавание велось на самом высоком европейском уровне. Здание школы при советской власти было переоборудовано большевиками в амбар.
Показал он нам и замечательную старую фотографию, на которой запечатлен коллектив этого элитного казачьего учебного заведения. Так что не только церкви уничтожали большевики, да школы строили. Истреблением школ они тоже, оказывается, занимались...
По пути к городку мы любовались живописными картинами Кагальницкой и Донской степи.
А также Иван Сидорович показал нам русло старого Дона, откуда видно место переправы через Дон лошадей, поставлявшихся разинцам калмыками.
Поблуждав в живописных лесах и степях Донского и Кагальницкого побережий, мы, наконец попали к легендарному городку, пребывающему в почти заброшенном состоянии.
Почти, потому что не заброшен он. Повсюду видны старые и свежие следы раскопок.
То черные археологи вершат свои темные дела. Они ищут знаменитый разинский клад. Так как место городка не обозначено никаким памятным знаком, таким способом копатели возводят, или точнее низводят какие-никакие земляные памятники Стеньке Разину. Кстати, разинцы изначально строили здесь тоже земляные жилища.
Благодаря чернокопателям, оставляющим на поверхности ненужные им следы материальной культуры, мы тоже получили свою долю местных сокровищ в виде остатков чашек, блюдец, горшков и иной посуды из сервиза Степана Разина.
Стояла ужасная жара, и нельзя было не искупаться, тем более что Дон - вот он, рядом.
Для этого мы отправились к хутору Ведерников, на окраине которого на одном из донских утесов установлен православный крест.
По преданию здесь был "красный камень", на котором любил сиживать мятежный атаман и думать свои думы. Говорят, этот камень был тут еще в середине 20 века, но эрозия почв сделала свое черное дело, и красный камень упал в Дон. Тем не менее тут сейчас тоже находится какой-то красный камень, но не думаю, что он имеет прямое отношение к Степану Разину.
Икупавшись в прохладных водах батюшки Дона, мы отправились домой, исполненные гордостью от того, что побывали там, где бывал и Стенька Разин.
Василий Макарович Шушкшин в своем романе "Я пришел дать вам волю" подробно рассказывает про Кагальницкий городок Степана Разина, хотя сам он в нем никогда не был. А мы, хоть и не написали пока что значительных романов, все-таки сами посмотрели на то место, где был этот городок!