Еще в рождественские праздники я побывал в мастерской у Андроника Ягубьянца — известного российского реставратора и создателя скрипок, лауреата IV Международного конкурса скрипичных мастеров, в ходе которого Андроника наградили серебряной медалью. Важно отметить, что первое место попросту не было присуждено.
Мастерская, находящаяся в г. Ростове-на-Дону, пропитана запахом дерева и древесного лака. Всем навыкам ремонта и создания скрипок Андроник обучался самостоятельно. Мне удалось увидеть скрипки XVII и XVIII веков. Это инструменты периода возвращения скрипки в российские богатые дома и дворцы. Императору Петру I нравилось звучание скрипки, он платил музыкантам хорошее жалование и даже крестил их детей. Для ответа на вопрос «А где были скрипки до Петра I» стоит немного углубиться в историю.
Существует теория, согласно которой скрипка является исконно русским народным инструментом, доказательством чему служит фреска из северной башни киевского Софийского Собора, датированная XI веком. Но во времена правления царя Алексея Михайловича (1648) начинается серьезная охота на «всякие гудебные, бесовские сосуды», которые, согласно указу Алексея Михайловича, следовало «вынимать» и «велеть сжечь». Впрочем, это не самый радикальный способ защиты веры, т.к. в Европе тех лет во всю свирепствовала инквизиция и вместо музыкальных инструментов там сжигали людей.
Реставрация скрипки — это долгий, кропотливый и во многом творческий процесс. Старинное дерево не прощает ошибок и каждая скрипка, попадающая в мастерскую, требует особого подхода и труда. Среди скрипачей даже ходит поверье, что при смене владельца скрипка некоторое время продолжает играть в той же тональности, что и предыдущий музыкант, во что легко можно поверить, т.к. во время игры на скрипке дерево деформируется под воздействием вибраций, создаваемых звучанием струн, но по прошествии времени эти «микроразрывы» восстанавливаются.
В мастерской Андроника большая коллекция различных лаков и ингредиентов, которыми мастер обрабатывает создаваемые скрипки. Многие эксперты считают, что секрет скрипок великого скрипичного мастера Антонио Страдивари состоял именно в способе обработки древесины и лаке, которыми он обрабатывал свои инструменты, цена на которые в наше время колеблется от 2 до 5 миллионов долларов, а самый дорогой инструмент «Леди Блант» был продан в 2011 году за 15,9 миллиона долларов.
Каждая скрипка Андроника Ягубьянца создается мастером в течение нескольких лет. Несколько месяцев уходит на смычок, на виолончель — около года, после этого требуется год, чтобы инструмент стал стабильным, а далее нужно несколько лет, чтобы инструмент показал себя в полную силу. С 1987 года Андроник занимался изучением процесса изготовления скрипок итальянскими мастерами, такими как Страдивари, Гварнери, Амати.
Ягубьянцу удалось выстроить аналогичную мастерам схему создания альтов, скрипок и виолончелей, а изготовление смычков происходит по французским образцам. В 1998 году на конкурсе мастеров имени Чайковского в Москве стал первым в истории Ростовской области лауреатом этого престижного мероприятия, получив так же несколько дипломов за качество игры своего смычка. Инструменты Андроника продаются в России, Чехии, Франции, Китае и других странах. На его творениях играет ряд известных музыкантов по всему миру.
Многие инструменты, например эти рубанки, изготавливаются мастерами самостоятельно.