Река Дон делит Ростов на две части. Правую городскую и Левую промышленную, культурно-досуговую, пляжную. Посредине реки находится остров. Утопающий в зелени тополиных рощ, разнотравии носит он название Зеленый.
Разное говорят о Зеленом острове в Ростове. Казаки шепчутся о богатых кладах, закрытых атаманами где-то в глубине острова. Старики говорят о секретных лабораториях НКВД, построенных здесь в 30-х годах. Доводилось слышать и о том, будто у берегов Зеленого потерпела крушение летающая тарелка и теперь на острове происходят таинственные, необъяснимые вещи. Пеленой загадок, мистическим туманом покрыт этот заповедный уголок дивной Донской природы.
Для людей интересующихся историей Ростова остров Зеленый - это прежде всего места подвига военного. Осенью 1941 здесь насмерть стояли войска НКВД. До сих пор мало кто знает, что на песчаных берегах Зеленого рождалась наша Победа.
Вот об этих малоизвестных страницах истории Острова я хочу рассказать. Приоткрыть занавес военной тайны. Мне удалось поучаствовать в раскопках мест боёв на Зеленом, лопатой и щупом исследуя блиндажи, пулеметные гнезда, окопы. Посчастливилось пообщаться с участниками боёв на острове, прочитать их дневники, воспоминания. Кровавые схватки с врагом, лязгом стали, взрывами мин, разгоревшиеся здесь в ноябре 41-го, я вижу настолько реально, как будто сам был очевидцем…
21 ноября 1941-го года на улицах Ростова шли тяжелые бои. Штабу 56-ой Армии толком не было известно какие районы города немцам удалось захватить, а в каких еще держат оборону защитники города. Связь со многими подразделениями была потеряна. В этих условиях было принято решение войскам отойти на левый берег Дона для перегруппировки, восстановления боеспособности и подготовки контрнаступления. Нанести сокрушительный контрудар командование Красной Армии планировало с плацдармов на Кумженской роще на левом фланге и с острова Зеленый на правом. Поэтому оборонять остров было поручено одной из самых надежных и подготовленных частей фронта- 230-му Ростовскому полку НКВД.
230-й полк НКВД
Рано утром 21 ноября 1941 года 2-й батальон полка вышел из ночного боя на улицах Ростова. Шатаясь от усталости, вниз к Дону по 29-й линии шли защитники города. У многих на груди висели трофейные автоматы, за поясом штыки и немецкие «вальтеры». Бойцы батальона за последние сутки не раз сходились с врагом в рукопашной. И всегда выходили из боя с победой. Первые лучи рассветного солнца освещали наплавную переправу через Дон на остров Зеленый. У переправы высились корпуса элеватора, темнело здание мельницы. Прикрывать переправу батальона и частей 347-й дивизии вызвались добровольцы из разведроты полка, вооруженные автоматами и ручными пулеметами. Стрелки рассыпались вдоль железнодорожного полотна, проходящего почти у самого берега реки. Немцы не заставили себя ждать. Солдаты еще не успели переправиться , как на 29-ой линии появились танки и пехота гитлеровцев.
Танки на 29-линии
Подпустив врага ближе, разведчики открыли прицельный огонь. Враг был остановлен. Батальон успешно без потерь переправился на остров и занял позиции. Из добровольцев, прикрывавших отход, в расположение батальона не вышел никто…
Бой в окрестностях Ростова
Последними наплавную переправу покидали саперы полка. Они должны были взорвать за собой мост, но сделать этого так и не успели. Шальной снаряд, пущенный наугад из немецкого танка, попал в неглубокий окоп саперов. Бойцы погибли, не сумев выполнить боевую задачу. Мост остался целым, и по нему на остров ползли немецкие танки. «Один, два, три, …,семь,…, девять,…,двенадцать..», - считали защитники острова серые машины, лязгом гусениц рвущиеся на позиции батальона. По льду вдоль моста боязливо, перебежками шли в атаку немецкие стрелки. Первым встретил врага ДЗОТ сержанта Занина. Меткие выстрелы его пулемета прошили черные куртки немецких танкистов, которые осматривали берег, высунувшись из башни своего T-III. Рядом с танком на лед упало с десяток гитлеровцев. Голубой свежий лед реки густо окрасился кровью. Спустя несколько минут на ДЗОТ Занина обрушился шквал огня. Сержант был тяжело ранен. Пулеметчик Василенко ,отстреливаясь, вытащил из-под огня Занина, но сам погиб от осколка. Один за другим танки переправлялись на остров. Чекисты пытались подобраться к машинам, чтобы подорвать их связками гранат, но безуспешно. Голая, не имеющая растительности и естественных укрытий, земля острова простреливалась из танковых пулемётов МГ. Рядовой Бондарев ближе всех подобрался к переднему танку. Вот он встал в рост со связкой гранат. Но тут же упал, разорванный пулеметной очередью. Гранаты взорвались в руках уже мертвого героя. Товарищ Бондарева, Огарков собрал оставшиеся гранаты и пополз на верную смерть, полный решимости отомстить за смерть друга. Дважды пули попадали в отважного героя, но он продолжал ползти, оставляя за собой кровавый след. И ему удалось . Притворившись убитым, Огарков вплотную подпустил к себе танк, и в последнее мгновение поднялся, метнув в него гранаты. Сильный взрыв сотряс остров. Танк загорелся. Остальные машины остановились. Вражеские стрелки не решались появляться на берегу.
Разбитый немецкий танк
Но отступать фашисты не собирались. Имея приказ во чтобы то ни стало захватить остров, немцы начали артиллерийский и пулеметный обстрел позиций батальона, еле видневшихся домиков поселка в глубине Зеленого, кораблей, пришвартованных возле второй переправы через старое русло Дона. От выстрелов загорелись буксир и баржа. Густой дым от пылающих кораблей повис над островом. Танки неторопливо вновь пошли в атаку на защитников плацдарма. Не имея противотанковых орудий, гранат, даже бутылок с зажигательной смесью, чекисты были не в состоянии дать отпор вражеской технике. Немецкие машины начали утюжить, крутиться на окопах и стрелковых ячейках 230-го полка. Гусеницы превращали в кровавую кашу тела солдат, навечно закапывая их в песок острова. В отчаянии запрыгивали бойцы на башни танков, стучали прикладами по бронированным люкам, пытаясь их приоткрыть. И падали с башен, сраженные пулеметными очередями других машин. Снайперу-разведчику Сагайдакову удалось метким выстрелом через смотровую щель уничтожить водителя одного из танков, рвущегося на КП батальона. Но бронированный натиск врага это не остановило. Положение сделалось критическим. Захват острова давал немцам возможность прицельно расстреливать наши переправы через Дон и получить прекрасный плацдарм для атаки на Батайск. Офицеры полка понимали- этого допустить нельзя.
Огонь ведет артиллерия РККА
Было принято решение вызвать огонь артиллерии на себя. Огонь артиллерии дальнего действия стал неожиданностью для немцев. Взрывы снарядов больших калибров угрожали наплавному мосту ведущему на правый берег. Он мог быть разрушен в любой момент, и тогда танки фашистов оказались бы в ловушке, отрезанными от основных сил водной преградой. В панике немецкие танкисты стали покидать остров. Очень скоро точным попаданием 152-х мм снаряда наплавная переправа ушла под воду вместе с одним из вражеских танков. Остальные все-таки смогли переправиться и вернуться в Ростов.
Не успели оставшиеся в живых защитники острова выползти из своих укрытий и осознать, что остались живы, как фашисты обрушили на позиции батальона штурмовую авиацию. С воздуха на бойцов летели тонны смертоносного железа. Над островом носились стаи JU-87, с воем уничтожая все живое на этом клочке суши.
Юнкерс атакует позиции РККА
От взрывов казалось, что остров вот-вот уйдет под воду. Только поднявшиеся по тревоге наши истребительные эскадрильи смогли отогнать немецкие самолеты от Зеленого. Остров горел. Казалось, что горит даже песок. Всюду в беспорядке валялись раскрытые пустые цинки из-под патронов, пробитые каски, искореженное оружие, окровавленная одежда, бинты.И куски человеческой плоти, изорванные танковыми гусеницами, осколками мин и снарядов. Среди этого ада капитан Березенцев вместе с санитарами отыскивал раненных, контуженных, переломанных бойцов. На найденных сетках от кроватей ,на наскоро сбитых досках перетаскивали медики едва живых солдат. По льду под обстрелом в тыл, в госпитали Батайска. Многие отказывались покидать остров, говорили, что умрут, но Зеленый не оставят.
Погибшие бойцы Красной Армии
Только к ночи остатки 2-го батальона 230-го полка НКВД отошли с острова на левый берег. На позициях остался разведвзвод и добровольцы из числа пулеметчиков. Кроме того, на остров пришло подкрепление – несколько свежих рот полка и взвод бронебойщиков 31-й дивизии с новейшими противотанковыми ружьями.
Уже под утро разведчики во главе с Сагайдаковым вышли с острова на боевое задание. В белых маскхалатах, ползком , втыкая в лед штыки своих СВТ, чтобы не унес шквальный ветер, переправились бойцы на занятый фашистами правый берег. В коротком рукопашном бою разведчики одними ножами обезвредили расчеты двух тяжелых минометов, взяв в плен находившегося при них немецкого офицера. После этой успешной операции каждую ночь группы разведчиков 230-го полка НКВД переправлялись по льду с Зеленого, проникали в город, уничтожали пулеметные точки, штабы и склады боеприпасов гитлеровцев. Остров стал занозой в рыхлом теле немецкой армии.
Фашисты ни на день не оставляли попыток захватить маленькую полоску земли на Дону. Атаки пехоты сменялись артобстрелом, вслед за этим следовал налет авиации. Но Зеленый держался! Все попытки взять остров приводили к большим потерям. Всякий раз гитлеровцы откатывались назад, оставляя на льду, вдоль берега реки раненных и убитых.
Убитый немец. Южный фронт
В снежную ночь с 28-го на 29-е ноября 1941 года роты 230-го полка НКВД, батальоны Ростовских ополченцев, полки 347-й и 343-й дивизий начали штурм Донской столицы с плацдарма на острове Зеленом. Переправляясь по льду, бойцы ранним утром 29-го ноября прорвали линию немецкой обороны и вышли на улицы Нахичеванского (Пролетарского) района. К вечеру Ростов-на-Дону был полностью очищен от захватчиков. Немецкая армия спешно, бросая технику и вооружение, покинула город.
В атаку с Зелёного острова идёт полк НКВД
А героический остров еще долго нес на себе страшную печать войны. Много мальчишек Александровки и Нахичевани подорвались, пытаясь разобрать найденные на Зеленом неразорвавшиеся мины и снаряды. Сейчас о жестоких боях на этой Донской огненной земле напоминает лишь маленький обелиск, спрятанный среди буйной растительности.
Памятник на острове Зелёном
Раньше сюда часто приезжали ветераны, участники тех кровавых боев. Капитан Березенцев показывал школьникам, где находился медпункт полка. Старшина Иван Кулешов собирал с детворой проржавевшие гильзы у пулеметных точек, а подполковник Федоров молча стоял на берегу, глядя на тихий бег Донских волн.
Ушли в вечность ветераны 230-го Ростовского полка НКВД. Никто не водит школьников города в походы по местам подвигов на остров Зеленый. Сейчас это место не более чем зона летнего пляжного отдыха.
Андрей Кудряков на могиле защитников Зелёного острова
На могилы героев Зеленого уже давно перестали приносить цветы….