Вообще как-то даже странно: вроде бы в Ростове полно модных хипсторов, проходят всякие урбанфесты, где учат быть как в столицах и любить велосипеды с трамваями (я ничего плохого, кстати, в любви к велосипедам и трамваям не вижу, особенно учитывая, что у нас тут юг, просто очень уж это все это получается у хипсторов комично). И город вроде как преображается к лучшему (улички из клоак нет-нет да и превращаются таки в улички). И никто про это не пишет.
Так что взял я, значится, свой айфон и пошел гулять по уже преобразившейся улице Горького (то бишь, той ее части, что от Буденновского до Ворошиловского).
Вообще, начнем с того, что очень тяжело оченивать преображение этой самой улички непредвзято - потому что по сравнению с тем адом, что там был раньше, всё кажется просто замечательным. Вместо колдобин и грязищ появились асфальт и плиточка, плюс трамвайные рельсы на бетонном основании как в лучших домах Европы. И освещение вроде бы появилось, и автомобилистов не ущемили: там, где были как бы газоны (а на самом деле - загаженные обочины небывалой ширины) сделали парковочные места. И даже коммуникации под улицей нет-нет да и привели в порядок (что позволяет нам догоняться надеждой на то, что ее через полгода не раскопают). По идее все так хорошо, что и придраться не к чему (ну столбики, конечно, но это уже было).
А фиг там, мы найдем.
Если качество работ по проезжей части на беглый взгляд вполне себе ничего (дорожники, набегайте в каменты, поправляйте если не прав), то с пешеходной зоной все немножечко грустнее.
Во-первых, объекты безбарьерной среды (для инвалидов, детских колясок и прочих "колесных" сделаны даже не просто плохо - а откровенно издевательски:
Списать такое на простую неаккуратность нельзя. А вот это - уже можно:
Правда, надо отметить: то ли подрядчик за такое призвал на головы рабочих кары, то ли заказчик - на голову подрядчика, но спустя пару дней после съемки такие вопиющие места были уже переделаны.
Во-вторых - взаимоотношения между плиточкой и люками (кстати, у меня полное ощущение, что сначала одни люди клали плитку, а потом другие ставили люки, и "вписывали" их в ландшафт как попало:
(кстати, на фоточках с кривыми пандусами есть очень хорошо сделанный люк - другая бригада, другое расположение звезд?)
С бордюрами люки тоже не дружат:
(а если спросите, как надо такие места делать - я скажу: посмотрите на Пушкинской, там все круто с этим).
Теперь к более глобальному. Во-первых - вот такое местечко, которое придется по вкусу всяким зеленым гринписькам, и совсем не по вкусу пешеходам:
Кто знает места - тот понял: когда-то единственное место с приличным тротуаром и милыми елочками на нем решили сохранить. Но не учли, что профиль улицы в целом поменялся. Так что пешеходам внезапно стало негде ходить.
Зато вот в таких местах им ходить есть где:
Настолько есть где, что это пустое, оставленное непонятно для чего, непереносимо жаркое летом, не засаженное деревьями, и не огороженное столбиками пространство конечно же будет заставлено машинами.
Да оно уже заставлено!
Чем думали, утверждавшие проект в таком виде - я не знаю.
Ну, и дальше еще можно много фантазировать (например, что ширина вполне позволила бы на трамвайных остановках сделать нормальные посадочные площадки, они же островки безопасности - а ныне пассажиры будут при высадке радостно бросаться автомобилистам под колеса). Но пока остановимся на том что есть: стало ли лучше - да безусловно! можно ли было лучше (за те же деньги, если с умом подойти) - да безусловно же!
Но самое страшное все равно не это. А то, что в связи с превращением Горького из помойки в элитную центральную улицу - ее столь милые сердцу архнадзорчиков сараюшки снесут (да уже вовсю сносят):
А на их месте вырастут дикие рендер-турецкие двадцатиэтажки, которым в старом центре города вообще не место.
И это печально. По причинам не только и не столько эстетическим, сколько потому, что перенаселяя "элитный" центр эффект от всех мероприятий по решению транспортных и прочих ситуаций с нехваткой места на улицах градостоители радостно сводят к нулю. А то и в минуса.
А какими же должны быть дома на таких улицах - спрсите вы? А вот такими - скажу я:
Ясное дело, речь не про состояние, а про этажность и общие архитектурные решения. Именно таковы улицы старых европейских городов, которые мы так людим: выстроенные в стройные линии кварталов дома в 3-4 этажа. И, естественно, зелень. И все остальное.
И кстати, на нашей любимой Горького тоже далеко не все потеряно. Была бы на это соответствующая воля
(а многоэтажки мы потом повзрываем, когда к власти придем).
Ну, естественно, собираем впечатления и возражения, каментим, бугуртим, развлекаемся. Улюлю.