Весь зверски холодный промозглый пасмурный день 4 октября я провёл на съёмочной площадке. Снимали, точно как в миниатюре, кажется, Жванецкого, кусочек лета. "Товарищ в плавках, прекратите синеть, мы снимаем жаркий день на пляже!"
Замёрз я очень зверски, как и все участники "флеш-моба" на Ленинградском вокзале Москвы, роль которого блестяще сыграл ростовский музей паровозов на Гниловской.
Москвичи снимали фильм "Власик" про начальника личной охраны Сталина. Принимающая сторона - кинокомпания "Артист".
Театр, естессно, начинается с вешалки. То есть, с гримёрной.
Когда я уже думал, что на мой скромный 64 размер ничего не найдётся в ящиках с тряпьём релевантного периода и что не судьба участвовать в съёмках, меня впихнули в какие-то портки, надели суконную косовортку, подпоясали куском мешковины и подстригли (портрет меня я утащил из альбома события вконтакте).
Время действия - лето 36-го, а потом (как положено в кино) 31-го года. Среди коллег по массовке я мигом получил погоняло "мужик с капустой". Режиссёр (в синей куртке, снимает мою фактуру, а за спиной у него наш строгий бригадир массовки Настя) вручил мне кочан капусты и дал задание с этим кочаном неторопливо прогуливаться по перрону. Я смиренно поинтересовался какого лешего я, придурок, таскаюсь по вокзалу без вещей и с одним кочаном капусты. Если бы я его продавал, этот один кочан, я должен был бы бежать ко входу в вагон прибывшего поезда, а не праздношататься. Шеф выслушал и велел делать как сказано, ибо получается колоритная фактура. Кочан был тяжеленный, весь в какой-то мерзкой слизи и за вереницу дублей мне надоел хуже керосину.
Исполнителя главной роли Власика я встретил в аэропорту вечером в четверг. Друзья попросили помочь, я охотно согласился и полчаса дороги до гостиницы провёл в приятном обществе Константина.
Вот он, в форме офицера НКВД. Слева товарищ Киров греется под пледом между дублями. А на втором фото он с проводником, которому в кадре по мозгам даёт. Юный Василий Сталин сбежал из дома, а проводник за мзду пустил сорванца в вагон. На эпизод проводника меня, кстати, не взяли. Из-за того же, из-за чего в 2004 не взяли в банду на съёмках "Атамана". Лицо у меня, понимаешь, слишком доброе :)
Проводник, надо сказать, был хорош. И начальник поезда (или станции) тоже.
Будённый тоже был убедителен, а Сталин так аж слишком убедителен. Прошёл рядом по коридору, в котором между дублями мы от холода спасались, так аж мурашки по спине пробежали. А вот у Горького грим подкачал. Он тоже шёл мимо нас по коридору и кто-то из массовки ему с нескрываемым удовольствием озвучил цитату: "У вас ус отклеился!"
Второй эпизод съёмок - стихийные ликования разномастного вокзального народа, увидевшего живого Сталина, выходящего из вагона. Граждане рвались получить автограф через оцепление личной охраны. Боже, сколько раз приходилось, выпучив глаза от восторга, бежать в набивших ноги антикварных башмаках к хилой цепочке солдат, глядевших на нас с ужасом, перелезать через вагоны и под колёсами, кричать "Ура!"
Фэндомские френды, конечно, помнят чудесную книгу Финнея "Меж двух времён". Остальным поясню. Обалденная идея - возможность путешествия во времени путём глубокого погружения по системе Станиславского. Вживаясь в обстановку, одевшись сообразно с эпохой назначения, мыслями уходя в прошлое перенестись туда реально. Вот мы так и путешествовали весь этот долгий день.
Услышав "Стоп камера!", народ радостно доставал из кафтанов мобилки и фотоаппараты (я из носка, карманов в моих портках не было) и сладострастно фотографировал, подначивая друг друга: "Так кого встречаем, Элтона Джона или Киркорова?"
Я около сотни телефонографий залил в альбом у себя вконтакте. Заходите: http://vk.com/album8155498_180626818
Весь день у меня в голове вертелась старая песенка про тётю Надю. За которую при Сталине можно было огрести лопатой по хлебальнику на всю катушку. От таких же вот дядей в голубых фуражках с малиновым околышком.
Все знают слова?
"Кто сидели сразу встали,
Крик и вой, крик и вой.
Из вагона вышел Сталин (ну там из машины, конечно)
Кормчий наш и рулевой.
Он подходит к мавзолею,
Наш отец, наш отец!..
Комиссар, от страсти млея,
Вынул жилистый..."
Кто не знает, тому гугель в помощь.
Пожилая актриса (я, естественно, имён всех соучастников не знаю) рассказывала, как была убита горем её мать, узнав о смерти Сталина.
Она, тогда ещё маленькая девочка, помнит, как мать рыдала у подножия памятника вождю напротив парка Маяковского. Кричала, на кого ж вы нас покинули. И всю жизнь вставала на дыбы, когда дочь пыталась что-то говорить о Сталине нехорошее. Вот такая у нас с вами жизнь, дорогие мои друзья и френды.
Виссарионыч, как известно, периодически сажал самых преданных ему людей. Чтоб враги сильнее боялись. По одной из стихийных версий, отправив по этапу безпредельно преданного ему Власика в конце 52 года, он сделал сказочный подарок своим оппонентам и дожил всего лишь до конца февраля 53-го.
Всего шаг назад за белую черту, с асфальта на тротуарную плитку. Морок рассеивается и мы покидаем эту колоритную и нереально страшную эпоху. В которой люди как-то жили и пытались выжить. Возвращаясь в наш сегодняшний 2013-ый год. Тоже непростой. Но в сравнении - просто рай.
А по вокзалу (манежу) конница идёт
И на верёвке тянет бронепоезд
А тётя Надя, тётя Надя, комиссару не даёт,
А комиссар расстёгивает пояс.
Спасибо за внимание.