Самая престижная гостиница Ростова предреволюционных лет — «Московская» — построена Церковным Попечительством о бедных армянах города Нахичевани-на-Дону. На её возведение, в основном, пошли средства, завещанные городу Нахичевани жителем Калькутты армянским купцом Масесом Бабаджаном. Расположенная на Большой Садовой улице, «Московская» строилась в 1894-96 годы Церковным Попечительством о бедных армянах города Нахичевани-на-Дону на месте завещанных ему двух домовладений. Большую часть средств составил так называемый «индийский капитал» — 144 144 рубля 51 копейка. Наследство купца Бабаджана у банка, не желающего расставаться с таким крупным капиталом (ошибка в оформлении документов), выиграл посланный армянским обществом в Индию Микаэл Налбандян, немало удививший английских адвокатов великолепным знанием юриспруденции, чьи тяжбы длились около года. Писал он и в петербургские журналы и общественность привлекал. Процесс всё-таки выиграл, но вот деньги пошли не на благотворительность – а на строительство самого фешенебельного отеля Ростова: Автором проекта стал известный архитектор Александр Никанорович Померанцев (в своё время он прославился строительством нынешнего ГУМа), который до этого уже построил в Ростове дом купца Генч-Оглуева, а вскоре и здание городской думы (все эти здания вскоре начали называть "треугольник Померанцева" - из-за того, что они находятся рядом друг с другом и образуют такую геометрическую фигуру). Активное участие в строительстве принимал нахичеванский и ростовский архитектор Николай Никитич Дурбах. Строительство здания началось в 1893 году, и к 1896 году гостиница была открыта. Этот шедевр должен был стать домом армянского попечительского общества, но средств потратили намного больше, чем рассчитывали - около 400 тысяч рублей.
Первоначально был возведен протяженный корпус, расположенный вдоль Большой Садовой улицы. Центральное положение первого этажа здания занимал вестибюль и лестничная клетка, по обе стороны от них располагались магазины с самостоятельными входами. Верхние этажи имели коридорную планировку. Главный фасад был оштукатурен и оформлен штукатурным и лепным декором в стиле эклектики с использованием композиционных приемов и декора «академических стилей» — классицизма, барокко, ренессанса: В 1899 году над парадным входом гостиницы возводится выносной балкон-навес, на котором разместился летний зал французского ресторана. В начале 1900-х к зданию пристроили восточное крыло. Гостиница стала называться «Большая Московская». В её номерах останавливались Леонид Собинов, Федор Шаляпин, Александр Куприн, Константин Бальмонт. Ожидаемые затраты на строительство здания превысили плановые сметы в несколько раз. Деньги эти решили вернуть и приумножить - на первом этаже располагалась кондитерская фабрика и магазин-кофейня московского булочника Филипова – это без его пирожков император жизни не мыслил; банкирский дом «Чахиров и К.»; музыкальная торговля Бродского и магазин швейных машин Зингера:
После установления Советской власти первый этаж заняли магазины Доншвейпрома, Севкаввинтреста, единого потребительского общества, верхние этажи — коммунальное жильё. Во время бомбардировок 1942 года дворовая часть здания превратилась в руины. Главный корпус восстановили к 1955-му, восточное и западное крылья — к 1960 году. В ходе ремонта изменился вид первого яруса фасада, значительно упрощено убранство верхних этажей, разобран навес-балкон над главным входом: В довоенные и послевоенные годы в гостинице останавливались известные деятели культуры — Любовь Орлова, Леонид Утесов, Дмитрий Шостакович, Арам Хачатурян, Лев Кассиль, Роберт Рождественский, Анатолий Сафонов, Михаил Шолохов и многие другие. Последний из списка имел постоянные апартаменты - второй этаж, номер 25:
Гостинично-деловой центр «Московская» представляла собой 104 номера и 1 конференц-зал: - 64 одноместные стандартные, 32 - двухместные стандартные, 6 штук бизнес апартаменты, 6 - апартаменты делюкс и один президентский. К середине 2000-х годов гостиница была закрыта, а в здании размещались офисы. 1 июня 2007 года там произошёл пожар, после чего здание перестало эксплуатироваться. С этого момента начинается другая жизнь, более спокойная и тихая... Отвлечёмся от истории и приступим к посещению этого места. А начнём мы его с тыла, который выглядит менее привлекательно, нежели фасад со стороны Садовой:
Пустые оконные проёмы, разбитые окна, заколоченные и заставленные деревяшками двери, мусор и пустота - картина не из самых приятных. Складывается ощущение, что со времён войны здесь ничего и не происходило:
Во внутреннем дворе всех непрошеных гостей поджидает какая-либо псина, которая не совсем является сторожевой, а скорее "сигнальной". На её лай сразу же выбегает охрана - не сложно догадаться какой национальности. Мужичок всегда настроен злобно - при первом посещении он вызывал полицию, которая отпустила меня вскоре "под подписку", во второй раз, спустя аж год - чуть не разбил фотоаппарат.
- Поэтому, разговоры с ним напрасны, мирным путём здесь не обойтись.злосчастное место, откуда постоянно выбегает тот или иной сказочный персонаж: Ну, а раз так - начнём наше посещение с внутренностей гостиницы. Здесь царит полный хаос: стены ободраны, перекрытия частично или полностью отсутствуют, а пол уже давно растащили по доскам:
В некоторых помещениях складируется всякий бытовой хлам, среди которого мне удалось разглядеть табличку с вывеской "Московская", которая висела перед входом в советские времена:
Когда-то в этом здании жили бомжи, несмотря на то, что охрана выполняла свою работу на отлично. Со временем владелец всё-таки додумался обнести территорию высоченным забором с колючей проволокой, а окна забить намертво. Это немного спасло здание от полного разрушения, но как я уже писал выше - здание пережило не мало пожаров...
Пока охрана мирно "спит" мы забираемся всё выше и выше, ближе к небу:
К небу можно попасть и более лёгким способом, но не таким безопасным - по этим лестницам здравомыслящий человек не поднимался уже многие десятки лет:
Попав на нормальную лестницу поднимаемся выше, так как внизу до недавних пор можно было встретить людей - на первом этаже до сих пор работал какой-то магазин. Удивлять своих присутствием не станем, поэтому дорога у нас только одна - вверх!
различная мебель складируемая на лестничных проёмах: Чердак гостиницы выглядит удручающе, а ветхие перекрытия и отсутствующий пол - не внушали доверия:
Вот она - безысходность:
Немного терпения и мы на ней - заветная крыша:
Вид на правое крыло здания:
А вот и тот самый "треугольник Померанцева": здание думы (слева с зелёным куполом), здание справа - дом Генч-Оглуева и собственно то место, откуда всё это снято - гостиница Московская:
Вдалеке виднелась наша телебашня, самое высокое сооружение в городе - около 150 метров:
Карабкаться по ветхой крыше дальше не было смысла, поэтому понемногу выдвигаемся обратно:
Последний кадр на память: башни близнецы (купеческий двор) и кафедральный собор Ростова:
Спустившись вниз было решено заглянуть и в подвал здания, где нас поджидал небольшой сюрприз:
Здесь нас поджидала разветвлённая система небольших подземелий ещё тех времён - старинная кладка и кирпичные арки:
Разглядев что-то похожее на остатки от гермо дверей мы начинаем своё "исследование", находя ещё одну:
Вполне возможно, что когда-то здесь было небольшое убежище. Всё дело в том, что после войны здание было отремонтировано почти с нуля и происходило это во времена СССР, а точнее "холодной войны". Скорее всего именно в этот период было принято решение переделать часть подвала под защитное сооружение.
Кроме дверных проёмов, где когда-то висели гермо двери, никаких напоминаний об убежище не осталось. Единичные плакаты - да и только:
Остальная часть подвала включает в себя различные коммуникации, которые ещё были рабочими и использовались магазином на первом этаже:
В других комнатах складировался различный бытовой хлам:
Не найдя ничего более интересного, отправляемся наружу, прямиком через парадный вход внутреннего двора. Собака мирно спит, охрана где-то бродит...
К началу 2013 года, здание находилось в совсем плохом состоянии. Планируется реконструкция с увеличением этажности. Предполагается, что после окончания реконструкции «Московская» станет пятизвёздочным отелем. Заказчики и проектировщики едины в том, что фасад гостиницы как памятника истории и культуры должен быть сохранен в его историческом виде, но выполнят ли это обещание - вопрос времени. За примером далеко ходить не нужно - кинотеатр "Россия" уже отреконструировали...Оригинал поста тут:
http://kerrangjke.livejournal.com/29266.html