Подземный штаб связи одного из заводов города. Представляет из себя постройку 1952 года, с планировкой как у обычного убежища - гермо двери, фильтры воздуха и баки с запасной водой. На месте огромное количество планов и схем для эвакуации, комната радистов и радиостанции, плакаты ГО и многое другое. Существовал до 1993 года, но вскоре было брошено. Служило как штаб связи управления заводом, а также близлежащим районом в случае войны.
Было построено в далёком 1952 году на территории одного из заводов нашего города. Функций у него было много - спасти людей не только от взрывной волны, излучения и радиации, но и самое главное - управлять действиями в автономном режиме. А управляло оно целым заводом. Поэтому функций и задач у нашего небольшого подземного штаба было действительно много, а самое главное - от их действий зависели жизни сотен, а то и тысяч людей.
Начнём наше путешествие.
А начнём мы его с главного (основного) входа в штаб, который находится в зарослях на склоне небольшой горы, дверь которого больше похожа на вход в какой-либо сарай.
Наш штаб обслуживался почти до распада СССР, в прямом смысле слова - то есть содержался в чистоте и рабочем состоянии, а это к слову не так то и просто. Дело это очень затратное и кропотливое - нужно менять фильтры воздуха, которые стоят не дёшево; поставлять продовольствие; откачивать воду; содержать в рабочем состоянии электропроводку, гидроизоляцию, водопроводную систему и многое другое. Удивительно, но всё это здесь проводилось до 1992 года и наш штаб был в рабочем состоянии почти 40 лет! Но увы, вместе с распадом Советского Союза - пришёл в заброшенное состояние и наш штаб.
Минуя шлюз, первое, что мы встречаем на своём пути - это вот такие интересные "фонари" тех времён, которые спрятались за одной из гермо дверей:
Рядом валялись остатки табличек, в данном случае от учебного пункта МПВО (местная противовоздушная оборона):
Не обнаружив ничего интересного перейдём в следующее помещение, как гласила надпись на двери попадём мы в "Комнату отдыха, кладовую". Комнату отдыха обнаружить внутри не удалось, зато кладовая здесь была уж точно, причём какая! Так как наш штаб был именно для связи и управления заводом, то по логике здесь должно быть огромное количество средств связи свойственной всему этому. И этого добра здесь было действительно много:
Некоторые радиостанции, рации и прочее оборудование стояли на полу и столах помещения, но помимо этого огромное количество было ещё запечатанным и новым. Например радиостанции 109м, уцелела даже бирка с названием группы, которой она должна была быть выдана:
Радиостанция типа Р-109м - ранцевая, носимая, ультракоротковолновая, телефонная с частотной модуляцией, приемо-передающая, с возможностью дистанционного управления и ретрансляции. Предназначается для беспоисковой и бесподстроечной связи в радиосетях и в автомобильных радиоузлах. Принята на вооружение в 1967 году в качестве замены для Р-105Д. В комплекте со штатным усилителем мощности УМ-3 и блоком питания БП-150 было и многое другое. Но самое удивительное это то, что многие ящики были полностью укомплектованными и новыми. Всё лежало на своих местах, целое и запечатанное. Так например были здесь и специальные наушники, антенны, подкладки для плеч и спины и так далее.
С другого края лежали уже более ранние станции типа Р-105м.
Советские войсковые носимые ультракоротковолновые радиостанции. На вооружении с 1967 года. Между собой отличаются только диапазоном рабочих частот. Приняты взамен радиостанций серии "Астра".
Удивительная советская техника, которая выжила в таких ужаснейших условиях и будет жить ещё очень долго, а самое главное - работать! Чего только стоит дальность передачи сигнала до 50км, и перепады температур от -30 до +40.
Следующим помещением в нашем штабе оказалась фильтро вентиляционная камера, где до сих пор стоят три фильтра воздуха:
Позади установки был отчерчен красный квадрат с надписью "внутренняя пробивка проёма" - служила она как запасной выход из штаба. В бомбоубежищах зачастую предусматривается данный способ - стена за которой насыпают легкий гравий и песок, и которое можно использовать для экстренного выхода в случае засыпки основных и аварийного выходов обломками зданий и наземных построек.
Были здесь и телефоны более многофункциональные. Например директорский коммутатор "Сталинец" КД-6, 1974 года:
КД-6 (концентратор директора) допускает подключение до шести городских или местных телефонных линий. Обеспечивает возможность удержания линии и соединения звонящих абонентов между собой (конференц-связь).
Название и предназначение последнего к сожалению узнать не удалось:
Пришло время заглянуть в сердце штаба - помещение для различных "управляющих". Первое, что встречается на входе в помещение - это огромная карта Ростова-на-Дону, но не обычная, а с схемами и отметками организации ГО города, что само по себе уже уникально:
На соседнем столике уютно лежали несколько писем. Хоть и читать чужие письма не очень то и хорошо, но интерес взял верх и мы открыли несколько из них. Каждое из писем было очень трогательным по своему содержанию: в некоторых были расписаны тяжёлые условия жизни того или иного времени; какие-то плохие события произошедшие с знакомыми получателя данного письма и многое другое. Вот например одно из них, которое трогает за душу до сих пор:
Так как стол на котором лежали все эти письма и прочая макулатура сверху была накрыта стеклом, то многие документы сохранились в отличном виде. Были здесь даже деньги, но на них в наше время уже ничего не купить:
Рядом лежал небольшой конвертик, в котором как оказалось было много старых фотографий из личного архива - из серии "порыбачили":
В одной из комнаток было небольшое помещение, отводилось оно для дежурного штаба, который судя по всему был заядлым любителем футбола. Особенно порадовал журнал "Футбол" за 1969 год, но особенность его в том, что это был самый первый выпуск. Интересно, какова сейчас его цена у коллекционеров?
Так как размеры блога не позволяют впихнуть весь пост, остальные фото и текст находятся тута: http://kerrangjke.livejournal.com/21341.html
Спасибо за внимание.