Календарь

Декабрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

Железные птицы

21:10, 28.06.2018  kerrangjke

Обзор Таганрогского авиационного научно-технического комплекса имени Г. М. Бериева (ТАНТК им. Г. М. Бериева) - авиастроительного предприятия, расположенного в городе Таганроге. Это и многое другое внутри поста:




Относительно недавно на данном предприятии проходил день открытых дверей, на который очень хотел попасть... Нормально переснять территорию завода, увидеть железных птиц и попытаться посмотреть то, что обычно скрыто от глаз гостей. Увы, обстоятельства сложились так, что всему этому не суждено было сбыться. Но ничего страшного, ведь в закромах имеются фотографии аж 2013 года, которые почему-то до сих пор не описал и не включал ни в один блог. Исправим!



Но как обычно, для начала - история! Деятельность ЦКБ МС началась с организации серийного производства гидросамолёта МБР-2 с мотором М-17 и разработки корабельного разведчика КОР-1. Строительство серийного МБР-2 велось на заводе № 31, при котором и было создано ЦКБ МС. Параллельно с разработкой КОР-1 шла модернизация самолёта МБР-2. В общей сложности до 1940 года было построено 1365 таких машин, включая пассажирский и транспортный варианты МП-1 и МП-1Т. Эти машины были основным самолётом морской авиации страны. В 1938 году на этом самолёте лётчицы М. Раскова, П. Осипенко и В. Ломако установили 6 международных рекордов, совершив дальний перелёт по маршруту Севастополь — Киев — Новгород — Архангельск. В 1935 году в ЦКБ МС успешно идёт разработка дальнего морского разведчика МДР-5, но в серию он не пошёл, так как уже был готов МДР-6 конструкции И. В. Четверикова. В 1938 году был создан новый гидросамолёт МБР-7, но после двух катастроф опытных машин работы по нему были прекращёны. В 1937—1938 годах коллектив ЦКБ МС подключился к работе по подготовке к серийному строительству лицензионной американской летающей лодки PBY-1. Этот самолёт был запущен в серию под названием ГСТ с отечественными моторами. После постройки опытного образца КОР-1 начались его лётные испытания, а позже он был запущен в небольшую серию. Тогда же в 1938 году Бериев создает новый корабельный разведчик КОР-2, который после испытаний был запущен в серию уже после переезда ЦКБ МС из Таганрога в Савелово под Москвой. Здесь и застала война. ЦКБ МС был эвакуирован сначала в Омск, а потом в Красноярск, где и находился до 1945 года. В эти трудные годы не только строили серийный КОР-2, но и работали над проектами будущих самолётов. Разработаны были скоростной двухмоторный истребитель Б-10, пикирующий бомбардировщик-торпедоносец, бронированный штурмовик, но главное внимание уделялось морским самолётам. В 1943 году строился дальний морской разведчик ЛЛ-143, на его базе в 1944 году создаётся макет пассажирского гидросамолёта ПЛЛ-144.



 Когда в 1946 году ОКБ вернулось в Таганрог, то привезли с собой в разобранном виде ЛЛ-143. Её испытания в Таганроге прошли успешно и вскоре на базе был создан дальний морской разведчик Бе-6 с двигателями АШ-73. Первый полёт его состоялся 4 ноября 1947 года. Этот самолёт около 20 лет состоял на вооружении ВМФ, полярной авиации, а несколько машин до сих пор в строю ВМФ Китая. За этот самолёт Главный конструктор Г. М. Бериев был удостоен Государственной Премии. В 1948 году был разработан, построен и прошёл лётные испытания лёгкий самолёт-амфибия Бе-8 с мотором АШ-21. С развитием эры реактивной авиации встал вопрос о создании самолёта с турбореактивными двигателями. И такой самолёт был создан. В процессе работы над этим самолётом пришлось столкнуться с множеством проблем. Они были успешно решёны и 30 мая 1952 года вошёл в историю морского самолётостроения как знаменательная дата, начало реактивной эры. В этот день впервые поднялась в небо первая в СССР реактивная летающая лодка Р-1. Большая работа завершилась созданием скоростной реактивной летающей лодки Бе-10, которую продемонстрировали на параде в Тушино в 1961 году. Бе-10 вызвала настоящую сенсацию во всём мире. На этом самолёте было установлено 12 мировых рекордов, в том числе рекорд скорости 912 км/ч, не побитый до сих пор. Примерно тогда же было получено задание разработать самолёт-снаряд для запуска с подводных лодок. Эту задачу успешно решили специалисты ОКБ под руководством Богатырёва. Был создан и успешно испытан самолёт-снаряд П-10. Затем перед ОКБ стала задача создать самолёт для поиска и уничтожения подводных лодок. Для этой цели был разработан, построен и успешно прошёл летные испытания самолёт-амфибия Бе-12. Оснащённый двумя турбовинтовыми двигателями, он мог длительное время контролировать заданный район моря. Первый испытательный полёт прошёл 18 октября 1960 года. Всего было построено 140 машин. Этот самолёт и сегодня ограниченно состоит на вооружении ВМФ. На самолёте Бе-12 было установлено 42 мировых рекорда. Этот самолёт также строился и в поисково-спасательном варианте Бе-12ПС. В 1963 году для исследовательских целей создается гидролёт Гл-1. На нём исследовались вопросы движения вблизи водной поверхности и влияния экранного эффекта. В 1968 году начались лётные испытания лёгкого пассажирского самолёта короткого взлёта и посадки Бе-30. Первый полёт состоялся 8 июня 1968 года. Потом самолёт успешно прошёл испытания в различных климатических условиях и получил положительные отзывы лётных и технических служб. Опытный самолёт Бе-30 демонстрировался в 1969 году на 28-международном Салоне в Ле Бурже и получил высокую оценку специалистов. Но по причинам, не зависящим от ОКБ, в серию он не пошёл. Тогда же в ОКБ велись работы по модернизации самолёта Ан-24. Усовершенствованный Ан-24ФК прошёл госиспытания и потом строился серийно как Ан-30. В конце 1968 года вместо перешедшего на работу в Москву Г. М. Бериева, главным конструктором стал А. К. Константинов. В эти же годы ОКБ решает задачи морского профиля. Разрабатывается и строится экспериментальный самолёт-амфибия вертикального взлёта и посадки ВВА-14 под руководством Р. Л. Бартини. Эти работы вели на протяжении 1968—1975 годов и они дали важные результаты для перспективных работ, многие из которых и сегодня являются уникальными в мировой авиации. Под руководством А. К. Константинова в ОКБ на базе военно-транспортного самолёта Ил-76, совместно с НПО «Вега», разработан и построен самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 (первый полёт в 1978 году). Самолёт может применяться для обнаружения и сопровождения воздушных целей и надводных кораблей, оповещения командных пунктов автоматизированных систем управления видов Вооружённых Сил в воздушной и надводной обстановке, применяться для управления самолётами истребительной и ударной авиации при их наведении на воздушные, наземные и морские цели, а также служить воздушным командным пунктом. Самолёт строился серийно в количестве около 40 машин и стоит на вооружении РФ. В это же время начались работы по специальному самолёту Ту-142МР (первый полёт в 1977 году, принят на вооружение в 1980 году). Это самолёт-ретранслятор с большой продолжительностью полёта, предназначенный для передачи сигналов боевого управления на подводные ракетоносцы. Он оснащён комплексом связного оборудования, а также специальным мощным радиопередатчиком свердлинноволнового радиодиапазона, антенна которого представляет собой выпускаемый в воздушный поток трос с конусом общей длиной до 8,6 километра. Построено серийно порядка 15 машин. Важнейшим направлением ОКБ становится создание противолодочного самолётного комплекса, обладающего высокой мобильностью и значительным поражающим потенциалом. Так ОКБ разработал и построил противолодочный самолёт-амфибию А-40 «Альбатрос». Создание «Альбатроса» — это фактически возрождение гидроавиации в нашей стране. Это самый большой в мире самолёт-амфибия и он имеет уникальные лётно-технические и мореходные характеристики. В ходе испытаний на нём уже установлены 126 мировых рекордов. Первый полёт этого самолёта состоялся 8 декабря 1986 года. За эти годы самолёт-амфибия А-40 демонстрировался на крупнейших международных авиационных выставках во Франции, Сингапуре, Новой Зеландии, Великобритании. Он участник «МосАэроШоу», и двух гидроавиасалонов в Геленджике в 1996 и 1998 годах. Самолёт-амфибия А-40 является базовым для разработки различных модификаций. Разработан и находится в опытном строительстве самолёт А-42/44, предназначенный для поисково-спасательных и патрульных задач на море. На борту такого спасателя А-42 может быть размещёно 54 пострадавших. С полной нагрузкой самолёт может преодолеть 2 700 км, а с дозаправкой в воздухе до 11 000 км



 10 октября 1989 года Таганрогский машиностроительный завод переименован в Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК). Распоряжением Совета Министров РСФСР от 6 декабря 1989 года ТАНТК присвоено имя его основателя Г. М. Бериева. В мае 1990 года, вместо вышедшего на пенсию А. К. Константинова, Главным конструктором и начальником ТАНТК имени Г. М. Бериева стал Г. С. Панатов, прежде возглавлявший морскую тематику ОКБ. Под руководством Г. С. Панатова разработан многоцелевой гражданский самолёт-амфибия Бе-200, построенный на Иркутском авиационном производственном объединении. Самолёт Бе-200 выпускается в нескольких модификациях: для борьбы с лесными пожарами, для перевозки пассажиров и грузов, для выполнения работ в составе сил МЧС России. В пожарном варианте Бе-200 на режиме глиссирования может принять на борт до 12 тонн воды, и за одну заправку топливом сбросить на очаг пожара до 240 тонн воды. Модификация Бе-200ЧС строится серийно для авиации МЧС РФ. В рамках конверсии модернизируются самолёты-амфибии Бе-12. На их основе созданы противопожарный самолёт Бе-12П и транспортный Бе-12НХ. Они участвовали в тушении лесных пожаров в Ростовской, Иркутской областях, Чукотском автономном округе, в Крыму.

Вот такой небольшой экскурс, но совсем краткий. Кому стало интересно - полистайте интернет, там полно информации про этот завод, как и его ретро-фото. Я пока примусь за времена нынешние, ну почти.



По заводу нас возил небольшой автобус, из окна которого пытался запечатлеть территорию. Так, например, на фото выше - своя отдельная пожарная заводская часть, как и подобает любому промышленному гиганту. Совсем рядом имеется небольшой мемориал временам ВОВ:



Понравилась архитектура построек, которые датируются в основном 60-70-ми годами прошлого столетия. Очень похожие строения встречал на канувшем в лету ЗАО Рабочий, но там здания были старше - ещё довоенные.



К сожалению, автобус ехал быстро, поэтому щёлкал как мог.



А вот, пожалуй, самое интересное для меня...



Возвращаясь к архитектуре и пространству - чудом уцелевшие прекрасные фонари из прошлого на одном из зданий:



А вот Ленин не сохранился, ну или его отправили на "ремонт"... Хочется верить в последнее:



Советский шрифт... - Как же я его люблю! Кстати, всегда была интересна логика нумераций - каким образом она давалась? Ну не могло же быть на таком предприятии целых 45 и более столовых! Или они были рассчитаны на 15-20 человек каждая (исходя из соотношения кол-ва рабочих)... В общем, не понимаю.



Так как это был экскурсионный "тур", нас сразу же повели хвастать к современным станкам. По пути заметил небольшой стенд со старыми фотографиями:



Собственно, как и ожидалось - да, современное, новенькое, чистенькое, но очень уныло и скучно.



Ещё пол часа нудной рекламы и нас наконец-то повели в большие цеха! Такие большие, что подобных раньше и не видел:



Для пущего сравнения:



Стоит развернуться, как под потолком замечаешь нереальную красоту. Огромное спасибо авторам замечательного рисунка:



А вот и настоящие железные птицы:



Скажу честно, что уже не помню, что все эти самолёты делали здесь. Возможно, на модернизации, а может и на ремонте.





Но ведь не это было самым важным, главное, что можно было посмотреть на эти махины изнутри!







Причём внутри них проводились какие-то работы и мы бок о бок находились с рабочими, стараясь им не мешать...













На этом наша небольшая экскурсия подошла к концу. Нас вывели на улицу, где провели ещё один небольшой экскурс, но фотографировать что-либо запретили (это делали почти всегда). Пока все облепили экскурсовода и сисурити, удалось урвать пару кадров:





Надеюсь, что хоть немного побудил вас к изучению этого промышленного гиганта, у которого такая славная история, которая, надеюсь, не подойдёт к концу, как часто это сейчас бывает. Ну и ещё - не забудьте, что подобный день открытых дверей проводится каждый год, причём с различными выступлениями, экскурсиями и авиационной выставкой! Будет время и возможность - обязательно посетите, не пожалеете!

Оригинал: https://kerrangjke.livejournal.com/114829.html

Наша группа Вконтакте: https://vk.com/urbanrostov


Не нравится
Нравится
источник: https://rostov-don.livejournal.com/4047536.html     рейтинг: 0  

Городской Блог