Календарь

Декабрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

Немного о театральной этике в ростовских театрах

14:10, 07.06.2018  anunnak

Вчера в ИА ДОН24 был опубликован любопытный текст. Но быстро исчез, почему-то. К счастью, я успел его сохранить. Для ростовских (и не только) театралов (и не только) затронута, на мой взгляд, важная тема. Вашему вниманию.

Ростов-на-Дону, 6 июня 2018. DON24.RU.

Законы искусства: всего два нецензурных слова на сцене вызвали культурную полемику в Ростове

Разбирались, почему педагогу сказали, что он «испортил детей»

На протяжении нескольких дней в интернете ведется дискуссия по поводу нецензурной лексики, использованной студентами-выпускниками Ростовского колледжа культуры во время экзамена-выступления. Мат предполагался по сюжету произведения. Услышанное вызвало недовольство у преподавателей и руководства учебного учреждения в отношении педагога, который поставил пьесу на сцене. Затем история приняла более серьезный оборот. Корреспондент ИА «ДОН 24» решил разобраться, изучив вопрос с пяти сторон: педагога, студентов, руководства колледжа, юриста и главного режиссера ростовского театра.

«Помогает раскрытию авторского замысла»
Речь идет о пьесе «Месяц у моря» ростовского писателя и журналиста Сергея Медведева. Произведение было поставлено ребятами, играющими в театре-студии «Исток», которая функционирует на базе городского Колледжа культуры. Молодые люди – студенты четвертого курса этого учебного заведения.Они поясняют, что сами выбрали пьесу. Работа над ней проходила под руководством мастера и главного режиссера подгруппы студентов Сергея Кравца.

«Стоит отметить, что пьеса была нами выбрана неспроста. Она остросоциальная и актуальна своим содержанием. Очень часто перед каждым человеком возникает выбор между деятельностью, которая приносит какой-то доход, помогающий лишь удовлетворять свои потребности разного калибра, и деятельностью, которую действительно любишь, которая приносит истинное счастье в жизни. Нередко люди склоняются к первому», – написали студенты в открытом письме, которое размещено в Facebook.

По их мнению, нецензурная лексика, которая есть в пьесе, помогает раскрыть авторский замысел. При этом студенты утверждают, что выбранные ими пьесы, согласно правилам колледжа, должны утверждаться руководством до начала работы над ними.

«Администрация колледжа, по идее, должна была ознакомиться с данным материалом (до того как студенты начали работать над пьесой. – Прим. ред.) и в случае неодобрения сообщить об этом, но этого не произошло, и мы начали работу над спектаклем», – пишут студенты.

Они также написали в соцсети, что администрация приняла решение об увольнении Сергея Кравца и отстранении его от написания рецензий на дипломные работы студентов.

«Обвинили в том, что я испортил детей, и в том, что я новатор»
Как утверждает Сергей Кравец, руководство хочет, чтобы он уволился сам. По его словам, ему не дадут учебных часов на следующий год. Он поясняет, что после первых трех показов спектакля в колледже ему лично не предъявляли никаких претензий.

Первые два раза спектакль был показан автору пьесы и родителям учащихся. В третий раз была премьера – экзамен по актерскому мастерству, на котором была только руководитель отделения режиссуры. Сергей Кравец утверждает, что она ничего не сказала ни студентам, ни ему по поводу использования нецензурных слов. Перед следующим экзаменом учащихся собирала педагог по воспитательной работе, она не запрещала, но рекомендовала им не использовать на следующем экзамене нецензурные слова в постановке. Ребята были не согласны с ней, передали услышанное Сергею Кравцу, и он также попросил актера не использовать их. Однако тот все-таки сказал их во время экзамена по режиссуре, на котором были и преподаватели, и руководство. В тот день не был показан весь спектакль, только два отрывка из него. Услышав нецензурную лексику, сотрудники колледжа встали и вышли из зала, не досмотрев спектакль до конца.

Сергей Кравец отметил, что после этого был созван методический совет, на котором ему сказали, что он «испортил детей».

«По сути, меня обвинили в том, что я новатор. Я считаю, что у нас с руководством просто разное мировоззренческое восприятие. Мне не смогли толком объяснить, в чем причина, им просто им не понравилось. А то, что полностью спектакль во время премьеры видел только один человек, а остальные посмотрели лишь два отрывка, что они пьесу не читали, что по сюжету ругаются бандиты из девяностых – это их не волнует», – рассказал Сергей Кравец.

Он, как и студенты, уверен, что без этих слов, которые произносят бандиты, теряется художественный замысел пьесы, «без этого сюжетного момента не происходит перелома у главного героя». Сергей Кравец также не отрицает, что претензии к нему могут быть связаны с тем, что под его руководством ставились произведения, которые раскрывают негативные стороны колледжа.

«Есть вещи, которые не нравятся ребятам в колледже. Например, то, что заявлялись какие-то высокие цели, но в результате не реализовывались на базе учебного заведения. Была поставлена сатирическая литературно-музыкальная композиция «ПТУ № 13», студенты сами написали к ней сценарий», – рассказал педагог.

«Он не режиссер, и студенты не актеры, а учебное заведение – это не театр»
Руководство Ростовского колледжа культуры в письме сообщило свое мнение о сложившейся ситуации.

«В соответствии с трудовым договором Сергей Кравец обязан работать по требованию Федеральных государственных образовательных стандартов и по программам, утвержденным колледжем. Он не режиссер, и студенты не актеры, а учебное заведение – это не театр. Тема дипломного спектакля «Месяц у моря» была утверждена на методическом совете колледжа. Студенты отработали хорошо, вопросов к режиссуре и актерскому мастерству студентов у коллег, преподавателей и администрации колледжа не возникло», – сказано в письме.

Там же подчеркивается, что единственная претензия, прозвучавшая во время обсуждения дипломной работы, – недопустимость использования нецензурной лексики на сцене. Указано, что это идет вразрез требованиям Федерального закона № 53 «О государственном языке в Российской федерации».

«Никаких санкций и наказаний ни к студентам, ни к преподавателю не применялось. Вызывает недоумение поведение С.В. Кравца как преподавателя: содержание рабочего совещания с коллегами по данной дипломной работе обсуждалось преподавателем со студентами, причем в интерпретации самого Сергея Кравца, что с точки зрения педагогической этики недопустимо. Распоряжением колледжа ему был предоставлен зал для репетиций в вечернее время и в выходные дни. Колледж по возможности оказывал поддержку театральной студии «Исток». Преподаватель С.В. Кравец работает четвертый год, и ему было бы нелишним прислушиваться к мнению и рекомендациям более опытных коллег», – говорится в письме.

Там также сообщается, что вопрос об его увольнении не рассматривается.

«Но преподавателю необходимо соблюдать правила и требования образовательного учреждения и федеральные законы. Если он с этим не согласен, возникает вопрос – как можно дальше работать? Мы огорчены, что внутренний рабочий вопрос был вынесен С.В. Кравцом на всеобщее обсуждение», – говорится в конце письма.

Закон есть, но виноват ли педагог?
Адвокат Игорь Ветров разъяснил слова руководства Ростовского колледжа культуры о том, что на сцене использование нецензурных слов запрещено законом.

«Согласно Федеральному закону «О государственном языке Российской Федерации», при использовании русского языка на территории РФ нельзя использовать слова и выражения, которые нарушают нормы литературного языка. Речь идет в том числе о нецензурной брани. В виде исключения – иностранные слова, которые не имеют общеупотребительных аналогов в русском», – рассказал адвокат.

Он пояснил, что нормы государственного языка необходимо соблюдать в нашей стране во время публичного исполнения произведений литературы, искусства и народного творчества, в том числе на театрально-зрелищных мероприятиях.

Адвокат отметил, что с 2014 года в Кодекс об административных правонарушениях РФ введена норма, которая предусматривает штраф для должностного лица за организацию публичного исполнения произведений литературы и искусства, содержащих нецензурную брань, в размере от 4000 до 5000 рублей.

Однако, по словам Игоря Ветрова, если педагог действительно просил студентов не допускать нецензурную брань во время постановки, он не совершил административного правонарушения.

«В таком случае нет как оснований для увольнения, так и причин считать указанные действия дисциплинарным проступком и объявлять замечание или выговор», – добавил Игорь Ветров.

Он отметил, что если студент вопреки требованию преподавателя допустил использование нецензурных слов на выступлении, то его действия необходимо квалифицировать как мелкое хулиганство, за которое предусмотрен штраф от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток.

«Лучше бы запрещали не слова, а глупость»
Как сообщил главный режиссер ростовского «Театра 18+» Герман Греков, студенты покажут пьесу «Месяц у моря» на их сцене 16 июня.

«Я читал эту пьесу Сергея Медведева, даже не помню этих (нецензурных. – Прим. ред.) слов. Насколько я понимаю, их там мало, всего пару. На мой взгляд, пьеса замечательная, смешная, тем более ростовская. Ею нужно гордиться. Но придрались к каким-то словам. Ее ставили совершеннолетние студенты, в чем проблема? Думаете, дети этого языка не знают? Точнее, это уже не дети, а взрослые студенты», – пояснил Герман Греков.

Он отметил, что на площадке театра постараются оставить спектакль в том виде, в котором он есть. Планируется, что никакие слова из него выброшены не будут.

«Зрителя предупреждают (на сайте театра, в характеристике спектакля. – Прим. ред.), что будет использоваться ненормативная лексика. Если ему не нравится, то он может не идти. Если он уже пришел, ему сообщили о том, что в постановке это есть, а он не согласен, то может забрать деньги и уйти», – добавил режиссер.

Он рассказал, что в репертуаре их театра есть постановки, где используется ненормативная лексика: «Кастинг» и «Производство бреда».

«Мы используем ее, но я не отношусь к этому как к чему-то выдающемуся, это не является основным достоинством произведений, они про другое. Есть много пьес, в которых мат не нужен, а есть талантливые пьесы, где он необходим, потому что без него начнет рушиться фактура», – прокомментировал Герман Греков.

Он рассказал, что, в 1990-е годы, когда он оканчивал институт в Воронеже, зачитал отрывок с матом из рассказа Эдуарда Лимонова. В итоге получил «пятерку».

«Для меня не существует нормативной и ненормативной лексики. Есть синтаксическое поле, в котором мы живем. Театр использует то, что мы используем в жизни. Это просто законы искусства. Если два героя ругаются дома и скажут «черт побери», то читающий человек не поверит, что так люди могут разговаривать. Если я хочу отразить разговорную речь – как два мужика ругаются в подъезде, – я не могу мимо пройти. Как? Если у меня задача стоит написать про брань, про отношение людей друг к другу?» – пояснил режиссер.

Он добавил, что использование таких слов – в его понимании просто художественный прием.

«Был Советский Союз, в котором было что-то запрещено, а что-то разрешено. Почему-то от Советского союза осталось то, что запрещали. Лучше бы запрещали не слова, а что-нибудь другое. Глупость, например», – добавил Греков.

Не нравится
Нравится
источник: https://rostov-don.livejournal.com/4043577.html     рейтинг: 0  

Городской Блог