Обзор государственного подшипникового завода №10, или более привычное всем - ГПЗ-10. Прогуляемся по оставшейся территории и вспомним былую историю предприятия внутри поста:
![](https://pp.userapi.com/c834104/v834104291/bbe7f/6BE_d6oP5Ec.jpg)
Про Западный упоминал уже десятки раз, особенно о том, как не люблю его. Ехать далеко, интересного мало, а то, что было когда-то для посещения - уже давно облазал, но оставалось одно место, которое всё никак не мог посмотреть.
![](https://pp.userapi.com/c834104/v834104291/bbe89/G2SdDPuULOw.jpg)
Нет, я не хотел посмотреть на Магнит - это бывшая проходная завода. Какой хороший пример смены курса экономики в нашей стране вышел, которые показывал уже тысячи раз. Собственно, зашёл в магазин только ради того, чтоб купить воды, так как стояла невыносимая жара, ну и проверить - вдруг там мозаика или барельеф внутри сохранился, ведь таких случаев у меня было достаточно много.
![](https://pp.userapi.com/c834104/v834104291/bbdc1/a9nr1p96el0.jpg)
Не обнаружив этого, ничего не осталось, как залезть на крышу заводоуправления с уцелевшими надписями и подшипниками.
![](https://pp.userapi.com/c834104/v834104291/bbd87/KWLdexj0-VE.jpg)
![](https://pp.userapi.com/c834104/v834104291/bbd9b/N6UPvikJuYY.jpg)
Все эти отголоски былого сейчас тщательно уничтожают, так как их состояние оставляет желать лучшего, да и кому нужны все эти лозунги, названия и прочее.
![](https://pp.userapi.com/c834104/v834104291/bbd91/s5fR9vGjxKg.jpg)
![](https://pp.userapi.com/c834104/v834104291/bbdcb/h2oWXsoxTYQ.jpg)
![](https://pp.userapi.com/c840226/v840226291/735fe/Tj4oop_ltm8.jpg)
Как и подобает - имеется сирена ГО, возможно, рабочая:
![](https://pp.userapi.com/c834104/v834104291/bbda5/9kzxHsMZXjo.jpg)
Приятным бонусом оказались пейзажи вокруг. Это сейчас можно просто купить коптер и фоткай сколько влезет, а тогда (фото старые, если что) нужно было своими силами решить задачу. Придумать план "проникновения" (обход охраны и прочее) своей головой, подняться своими руками и ногами, а не оставлять всё это дело технике. Может и к лучшему, меньше падающих малолеток и проблем, но ничто не заменит ощущения и эмоции.
![](https://pp.userapi.com/c834104/v834104291/bbdd5/IRudOg0AsDE.jpg)
![](https://pp.userapi.com/c834104/v834104291/bbd73/i8hGPMecZqo.jpg)
Территория предприятия так и манила к себе, что решили - надо рискнуть и попробовать каким-либо образом попасть сюда:
![](https://pp.userapi.com/c834104/v834104291/bbd7d/PL-THwgqgvA.jpg)
Так как почти весь завод выкупили частники, то контор тут немерено. Начиная от складов и офисов, заканчивая мастерскими по изготовлению памятников. В первую прогулку нам это сыграло на руку - на КПП мы сказали, что идём заказывать надгробие для умершей бабушке, после чего, охранник спокойно подсказал и указал направление движения. Во второй раз - прибегнули к более простому способу, достаточно было лишь пройтись вокруг территории, где в одном месте имелась просто-напросто открытая калитка, а после поимки, использовали первую версию - ищем ту самую мастерскую... Заблудись, в общем. Всем совет на будущее - самый лучший способ в любой ситуации и с кем угодно - прикидываться дурачком.
![](https://pp.userapi.com/c834104/v834104291/bbe07/l0gZ2Sc6JAY.jpg)
Гуляя по территории бывшего предприятия, не переставал удивляться красоте и обилию зелени:
![](https://pp.userapi.com/c834104/v834104291/bbde9/cYSN_C6EjlU.jpg)
Аллейки, скамеечки, беседки, кругом деревья и кусты. Ощущение, что в каком-то ботаническом саду, а не промышленном гиганте.
![](https://pp.userapi.com/c834104/v834104291/bbdfd/gbNb9dicW_U.jpg)
Хотя, чему удивляться, львиная доля советских заводов именно так и выглядела - уютно и красиво.
![](https://pp.userapi.com/c834104/v834104291/bbe11/kbjz1SYc5aI.jpg)
Действительно необычным выглядела картина вылизанных мальчиков в рубашечках и девочек в коротких юбках, которые выходили с офисов на перекур. Интересно, если бы такое рассказать лет 30 назад - сразу бы отправили в дурку?
![](https://pp.userapi.com/c834104/v834104291/bbe9d/xGpmEjEKk1Q.jpg)
Поняв, что мы слишком сильно выделяемся на фоне всех этих личностей (офисников), решили уйти, так как начали привлекать внимание не только их, но и сесурити.
![](https://pp.userapi.com/c834104/v834104291/bbe75/D1mQ_svHpWE.jpg)
Пока идём к центру завода, фотографируем отголоски былого. К сожалению, ничего сверх крутого не обнаружили: каких-нибудь огромных мозаик, скульптур, барельефов и прочего, зато мелочей много - из них как раз и складывается общая картина.
![](https://pp.userapi.com/c834104/v834104291/bbdf3/fK9ofJjoTP8.jpg)
Ещё тут имеется небольшая речушка, только сейчас она больше похожа на сливную яму. Если верить рассказам бывших рабочих - то это канал, куда сбрасывалась вода после охлаждения для станков, но она была такой чистой, что даже рыба водилась.
![](https://pp.userapi.com/c834104/v834104291/bbe1b/ScO8XyQNGTc.jpg)
На следующем снимке можно увидеть постсоветскую роспись сварщика:
![](https://pp.userapi.com/c834104/v834104291/bbe25/eHtTQMokBWI.jpg)
Перейдя красивый мостик и приблизившись к холму, надеялись, что это убежище. Но нет, всего-лишь небольшой склад, все ЗС были только под цехами. Зато обнаружили спортивную площадку:
![](https://pp.userapi.com/c834104/v834104291/bbea7/NEeL1mTIKUE.jpg)
Последние десятки лет она не пользуется популярностью, кто там будет заниматься - офисный планктон?
![](https://pp.userapi.com/c834104/v834104291/bbeb1/HCi2cVbYA-U.jpg)
Всё же, 1\5 часть завода до сих пор действует, вспомним историю. 15 октября 1938 года на базе мастерских по ремонту подшипников образовано предприятие. Эта дата считается началом истории развития 10-ГПЗ. Мастерская размещалась в здании бывшей Новопоселенской церкви на Пятой улице, где на сегодняшний день находится ростовский Дворец Спорта. Производительность труда работников мастерской составляла 80 тысяч реставрированных подшипников в год. Процесс становления и развития предприятия имеет свои особенности. Преодолевались трудности отсутствия подготовленных кадров, опыта точного производства, отечественной сырьевой и технической базы. В период Великой Отечественной войны Ростовская ремонтно-подшипниковая мастерская вместе с оборудованием была эвакуирована в Баку. Особую трудовую доблесть и мужество проявил коллектив предприятия, успешно выполняя задания правительства по производству подшипников и заказов для фронта. В марте 1945 года принято решение об организации в городе Ростове-на-Дону завода по реставрации шарико-роликовых подшипников, а с апреля 1946 г. было запущено производство послевоенной продукции. Приказом Министра автомобильной промышленности СССР №84 от 12.11.1955 года ремонтно-подшипниковый завод был реорганизован в 10-й государственный подшипниковый завод (ГПЗ-10). Завод успешно развивался вместе с другими подшипниковыми предприятиями страны, специализируясь на выпуске шариковых подшипников: радиальных, радиально-сферических, радиально-упорных и упорных, постоянно совершенствуя организацию и материально-техническую базу. В течение многих лет развитие завода в значительной степени определялось общими тенденциями отечественного подшипникового производства. Профессиональный опыт и традиции коллектива способствовали активному внедрению новых технических достижений в производств.
к сожалению, старых фотографий не только в сети, но и вообще - очень мало. Несколько таких вы можете найти в моей группе, тут опубликую одну. Ради примера, справа - внутри одного из цехов:
![](https://pp.userapi.com/c637631/v637631575/b8dd/mg-f91k-Etg.jpg)
В основном, свое развитие завод получил в 70-80 годы 20 столетия. Предприятие постоянно наращивало производственные мощности и в середине 1980-х годов достигло показателя в 75 млн. подшипников в год. Среди потребителей предприятия уже многие годы были ведущие автомобильные заводы России и СНГ - ГАЗ, ВАЗ, УАЗ, УралАЗ, Белаз, МАЗ, КРАЗ и другие. Историю времени рыночной экономики описывать не буду, да и не интересна она совсем. Один владелец сменил другого, другой третьего, реорганизации и тому подобное.
![](https://pp.userapi.com/c834104/v834104291/bbddf/HJqtdZ-W96k.jpg)
В общем, когда нам будут говорить вновь, что на территории области\края\города действуют сотни предприятий, помните, что это может быть и ИП с двумя сантехниками. Про полное или почти полное уничтожение градообразующего завода вам не скажут.
![](https://pp.userapi.com/c834104/v834104291/bbe2f/eD_7XlaRkjU.jpg)
Труба, что на фото выше, как и сама котельная - давно не действуют. Последнее - сейчас склад, а труба просто как напоминание о давно минувших днях. Кстати, её хотели приспособить ребята из NoFear для прыжков с верёвкой, но что-то второй год тишина. В принципе, догадываюсь по каким причинам.
![](https://pp.userapi.com/c834104/v834104291/bbebb/jgrzW_Ykuf4.jpg)
Как уже упомянул - вся территория давно разделена частниками, поэтому войти в какое-либо здание невозможно. Везде двери, замки и люди. Лишь небольшая часть построек открыта для доступа, где ещё ремонт\переделку не успели провести. Как обычно, перед этим выносят всё старое имущество - это может быть мебель, станки, да что угодно, что не понадобится новым владельцам.
![](https://pp.userapi.com/c834104/v834104291/bbec5/yiZcSymqywg.jpg)
В следующем месте невольно представил себе стоящую копейку или шоху:
![](https://pp.userapi.com/c834104/v834104291/bbe39/Sf996wqN8BM.jpg)
И планы на светлое будущее, бесплатные путёвки, повышение производительности...
![](https://pp.userapi.com/c834104/v834104291/bbe4d/wforHYo9ZSM.jpg)
![](https://pp.userapi.com/c834104/v834104291/bbe57/DnUrvMVO59U.jpg)
![](https://pp.userapi.com/c834104/v834104291/bbe61/moNrb-PKwWI.jpg)
Но все эти представления рушит голос охраны из окна, где слышно "вы чего тут делаете?". Ничего не остаётся, как быстро сфоткать рисунок нашего завода и тикать куда подальше.
![](https://pp.userapi.com/c834104/v834104291/bbe6b/TF-O5UN9aLM.jpg)
Только почему-то нет вывесок с акциями, надписями сдаю, продаю:
![](https://pp.userapi.com/c834104/v834104291/bbe93/HqxRcJ0LJ4o.jpg)
Пожалуй, последнее на сегодня - подшипник, который обогнул весь мир. И ведь правда, куда он раньше только не поставлялся и где только не был...
![](https://pp.userapi.com/c834104/v834104291/bbe7f/6BE_d6oP5Ec.jpg)
Оригинал поста: https://kerrangjke.livejournal.com/113093.html
Наша группа Вконтакте: https://vk.com/urbanrostov