Обзор государственного подшипникового завода №10, или более привычное всем - ГПЗ-10. Прогуляемся по оставшейся территории и вспомним былую историю предприятия внутри поста:
Про Западный упоминал уже десятки раз, особенно о том, как не люблю его. Ехать далеко, интересного мало, а то, что было когда-то для посещения - уже давно облазал, но оставалось одно место, которое всё никак не мог посмотреть.
Нет, я не хотел посмотреть на Магнит - это бывшая проходная завода. Какой хороший пример смены курса экономики в нашей стране вышел, которые показывал уже тысячи раз. Собственно, зашёл в магазин только ради того, чтоб купить воды, так как стояла невыносимая жара, ну и проверить - вдруг там мозаика или барельеф внутри сохранился, ведь таких случаев у меня было достаточно много.
Не обнаружив этого, ничего не осталось, как залезть на крышу заводоуправления с уцелевшими надписями и подшипниками.
Все эти отголоски былого сейчас тщательно уничтожают, так как их состояние оставляет желать лучшего, да и кому нужны все эти лозунги, названия и прочее.
Как и подобает - имеется сирена ГО, возможно, рабочая:
Приятным бонусом оказались пейзажи вокруг. Это сейчас можно просто купить коптер и фоткай сколько влезет, а тогда (фото старые, если что) нужно было своими силами решить задачу. Придумать план "проникновения" (обход охраны и прочее) своей головой, подняться своими руками и ногами, а не оставлять всё это дело технике. Может и к лучшему, меньше падающих малолеток и проблем, но ничто не заменит ощущения и эмоции.
Территория предприятия так и манила к себе, что решили - надо рискнуть и попробовать каким-либо образом попасть сюда:
Так как почти весь завод выкупили частники, то контор тут немерено. Начиная от складов и офисов, заканчивая мастерскими по изготовлению памятников. В первую прогулку нам это сыграло на руку - на КПП мы сказали, что идём заказывать надгробие для умершей бабушке, после чего, охранник спокойно подсказал и указал направление движения. Во второй раз - прибегнули к более простому способу, достаточно было лишь пройтись вокруг территории, где в одном месте имелась просто-напросто открытая калитка, а после поимки, использовали первую версию - ищем ту самую мастерскую... Заблудись, в общем. Всем совет на будущее - самый лучший способ в любой ситуации и с кем угодно - прикидываться дурачком.
Гуляя по территории бывшего предприятия, не переставал удивляться красоте и обилию зелени:
Аллейки, скамеечки, беседки, кругом деревья и кусты. Ощущение, что в каком-то ботаническом саду, а не промышленном гиганте.
Хотя, чему удивляться, львиная доля советских заводов именно так и выглядела - уютно и красиво.
Действительно необычным выглядела картина вылизанных мальчиков в рубашечках и девочек в коротких юбках, которые выходили с офисов на перекур. Интересно, если бы такое рассказать лет 30 назад - сразу бы отправили в дурку?
Поняв, что мы слишком сильно выделяемся на фоне всех этих личностей (офисников), решили уйти, так как начали привлекать внимание не только их, но и сесурити.
Пока идём к центру завода, фотографируем отголоски былого. К сожалению, ничего сверх крутого не обнаружили: каких-нибудь огромных мозаик, скульптур, барельефов и прочего, зато мелочей много - из них как раз и складывается общая картина.
Ещё тут имеется небольшая речушка, только сейчас она больше похожа на сливную яму. Если верить рассказам бывших рабочих - то это канал, куда сбрасывалась вода после охлаждения для станков, но она была такой чистой, что даже рыба водилась.
На следующем снимке можно увидеть постсоветскую роспись сварщика:
Перейдя красивый мостик и приблизившись к холму, надеялись, что это убежище. Но нет, всего-лишь небольшой склад, все ЗС были только под цехами. Зато обнаружили спортивную площадку:
Последние десятки лет она не пользуется популярностью, кто там будет заниматься - офисный планктон?
Всё же, 1\5 часть завода до сих пор действует, вспомним историю. 15 октября 1938 года на базе мастерских по ремонту подшипников образовано предприятие. Эта дата считается началом истории развития 10-ГПЗ. Мастерская размещалась в здании бывшей Новопоселенской церкви на Пятой улице, где на сегодняшний день находится ростовский Дворец Спорта. Производительность труда работников мастерской составляла 80 тысяч реставрированных подшипников в год. Процесс становления и развития предприятия имеет свои особенности. Преодолевались трудности отсутствия подготовленных кадров, опыта точного производства, отечественной сырьевой и технической базы. В период Великой Отечественной войны Ростовская ремонтно-подшипниковая мастерская вместе с оборудованием была эвакуирована в Баку. Особую трудовую доблесть и мужество проявил коллектив предприятия, успешно выполняя задания правительства по производству подшипников и заказов для фронта. В марте 1945 года принято решение об организации в городе Ростове-на-Дону завода по реставрации шарико-роликовых подшипников, а с апреля 1946 г. было запущено производство послевоенной продукции. Приказом Министра автомобильной промышленности СССР №84 от 12.11.1955 года ремонтно-подшипниковый завод был реорганизован в 10-й государственный подшипниковый завод (ГПЗ-10). Завод успешно развивался вместе с другими подшипниковыми предприятиями страны, специализируясь на выпуске шариковых подшипников: радиальных, радиально-сферических, радиально-упорных и упорных, постоянно совершенствуя организацию и материально-техническую базу. В течение многих лет развитие завода в значительной степени определялось общими тенденциями отечественного подшипникового производства. Профессиональный опыт и традиции коллектива способствовали активному внедрению новых технических достижений в производств.
к сожалению, старых фотографий не только в сети, но и вообще - очень мало. Несколько таких вы можете найти в моей группе, тут опубликую одну. Ради примера, справа - внутри одного из цехов:
В основном, свое развитие завод получил в 70-80 годы 20 столетия. Предприятие постоянно наращивало производственные мощности и в середине 1980-х годов достигло показателя в 75 млн. подшипников в год. Среди потребителей предприятия уже многие годы были ведущие автомобильные заводы России и СНГ - ГАЗ, ВАЗ, УАЗ, УралАЗ, Белаз, МАЗ, КРАЗ и другие. Историю времени рыночной экономики описывать не буду, да и не интересна она совсем. Один владелец сменил другого, другой третьего, реорганизации и тому подобное.
В общем, когда нам будут говорить вновь, что на территории области\края\города действуют сотни предприятий, помните, что это может быть и ИП с двумя сантехниками. Про полное или почти полное уничтожение градообразующего завода вам не скажут.
Труба, что на фото выше, как и сама котельная - давно не действуют. Последнее - сейчас склад, а труба просто как напоминание о давно минувших днях. Кстати, её хотели приспособить ребята из NoFear для прыжков с верёвкой, но что-то второй год тишина. В принципе, догадываюсь по каким причинам.
Как уже упомянул - вся территория давно разделена частниками, поэтому войти в какое-либо здание невозможно. Везде двери, замки и люди. Лишь небольшая часть построек открыта для доступа, где ещё ремонт\переделку не успели провести. Как обычно, перед этим выносят всё старое имущество - это может быть мебель, станки, да что угодно, что не понадобится новым владельцам.
В следующем месте невольно представил себе стоящую копейку или шоху:
И планы на светлое будущее, бесплатные путёвки, повышение производительности...
Но все эти представления рушит голос охраны из окна, где слышно "вы чего тут делаете?". Ничего не остаётся, как быстро сфоткать рисунок нашего завода и тикать куда подальше.
Только почему-то нет вывесок с акциями, надписями сдаю, продаю:
Пожалуй, последнее на сегодня - подшипник, который обогнул весь мир. И ведь правда, куда он раньше только не поставлялся и где только не был...
Оригинал поста: https://kerrangjke.livejournal.com/113093.html
Наша группа Вконтакте: https://vk.com/urbanrostov