Заглохла, к сожалению, в нашей песочнице рубрика впечатлений проезжающих и туристов о нашем городе, но вот на глаза попался отличный, на мой взгляд, репортаж. Все места и персонажи очень характерные и узнаваемые.:)
Ростов - город настолько же красивый, насколько давящий и некомфортный. Здесь сочетаются совершенно разные городские сущности и людские характеры, которым, по идее, не место друг рядом с другом. В первой части - бытовые детали города и, как вершина ростовского быта, - центральный рынок и его окрестности. На мой взгляд, именно рынок - душа Ростова. Этот удивительно молодой, при всей своей колоссальной для страны значимости, город вырос именно на торговле, и во многом она и сегодня продолжает играть в нём первую скрипку.
Писать про Ростов-на-Дону мне достаточно тяжело. Во-первых, город настолько же красивый, насколько давящий и некомфортный. Это сродни какой-то пытке - постоянно видеть вокруг себя прекрасные и интересные объекты и вместо того, чтобы любоваться ими, решать какие-то нелепые и идиотские проблемы, постоянно возникающие при пребывании в этом городе. Во-вторых, Ростов чрезвычайно лоскутный. Здесь сочетаются совершенно разные городские сущности и людские характеры, которым, по идее, не место друг рядом с другом. Ну и как следствие, у меня не сложилось какой-то картинки Ростова-на-Дону в голове. Вроде бы были там, достаточно долго для одного города. Было что-то такое шумное, вкусное, бестолковое, красивое. Но так и не сложилось в полноценное впечатление. Но всё же я провёл в городе полных 5 дней, въедливо обошёл и объездил его улицы, сфотографировал почти все известные и интересные объекты. Поэтому всё же напишу. В пяти частях, как ни хотелось ужаться.
1. О том, что рынок в Ростове-на-Дону - это сердце города, говорит тот факт, что главный собор Ростова, а значит и всей Ростовской области, находится на рынке. Т.е. формально, конечно, за его территорией, но фактически почти посредине, т.к. бойкая торговля тут вылезла далеко за пределы официальной территории базара.
2. Помимо собора, около рынка расположен ещё и крупный транспортно-пересадочный узел, включая трамвайное кольцо. А поскольку, как я уже говорил, торговля вылезла за пределы рынка, трамвайная ветка фактически превратилась в рыночную линию. Вагон проезжает между прилавками и торговыми точками, а когда он уходит на рельсы вылезают люди, суетящиеся в поисках покупок. Состояние и охват трамвайной сети в Ростове не очень. В Таганроге она выглядела поживее:
3. При этом, рынок ростовский посетить однозначно стоит. Это такой полноценный богатый южный базар, с большим количеством очень интересного товара, острых на язык торговок и настоящим рыночным драйвом, в России почти потерянным. По духу что-то типа одесского Привоза. Показалось, что Ростов - город совсем не футбольный в плане общего фанатского безумия, которым блещут Москва, Питер и Краснодар. Когда мы там были, ФК "Ростов" только начал свой неожиданный и резкий взлёт в чемпионате. На рынке какой-то юморист, уловив тренд, быстренько заменил на своём транспаранте слово, видимо, "сборную" на название родного клуба:
4. Торговля и рыночная движуха не просто вылезла за отведённую для этого территорию, но и заняла прилегающие кварталы вполне обычных улиц и старые ростовские особняки:
5. О том, что ты приближаешься к рынку, здесь становится понятно за пару кварталов. Люди, машины, магазины, трамваи. Всё это в сутолоке и толчее, и при этом вписано в довольно плотную застройку старого Ростова. На кадре также запечатлелась вывеска с мозговыносящим названием местной сети - "Мясной градус". Весьма своеобразная концепция сети магазинов, в которых продаётся алкоголь и свежее мясо от местных производителей. Справедливости ради, птицей, а особенно индейкой, Ростовская область действительно славится. В общем, выпить и закусить.
6. Уже здесь, в этой базарной суете, встречаются общепризнанные памятники архитектуры. В частности, на фото - дом купца Максимова 1867-го, в котором более 30-и лет располагалась городская дума. Это одна из старейших каменных построек города. К сожалению, из-за расположенности на столь бойком месте здание постоянно меняет владельцев, перестраивается и видоизменяется. Если всё же отойти от рынка на пару кварталов, мы окажемся в тишайших районах старого Ростова, являющихся пожалуй самой интересной его частью. Начну показывать их прямо в этом посте, чуть ниже.
7. Пока же погуляем ещё чуть-чуть в окрестностях рынка. Своим фасадом он выходит на широкий Будённовский проспект, одну из главных магистралей города. Через дорогу от рынка на нём привлекает внимание доходный дом Асмаевых 1884-го, в котором до революции размещалась гостиница. Выделяется он в первую очередь этажностью. Старая застройка в Ростове преимущественно одно- и двухэтажная, выше - только на центральной Большой Садовой. Но и это не главное. Если взглянуть на Яндекс-панорамы, дом выглядит ветхим и неприглядным, залепленным рекламой аж до второго этажа. А тут - на тебе, как новый. Причём реставрация проведена скрупулёзно и тщательно, ощущения новодела, как например в монастырях в Старице и Валдае, нет. Как будто он такой и был, просто в хорошем состоянии. Заслуживает уважения.
8. Попадаются каноничные образцы советского настенного искусства:
9. Сам Рождественский собор построен в 1854-1860-х годах по типовому проекту архитектора Тона и сильно напоминает другое его детище - московский храм Христа Спасителя. До момента постройки нынешнего здания на его месте уже успели побывать две церкви, одна из которых сгорела от удара молнии, вторая была демонтирована т.к. не справлялась с количеством прихожан быстро растущего города. На переднем плане - ещё одно настенное советское панно:
10. Через двадцать лет рядом построили колокольню, верхние ярусы которой сносили во время Великой Отечественной, т.к. опасались, что она станет хорошим ориентиром для немецких лётчиков. В 1999-м колокольню восстановили. В 1937-м собор был закрыт. Вновь открыли его буквально через пять лет, во время фашистской оккупации. От главной улицы Ростова - Большой Садовой, по которой пройдёмся в следующей части, - к храму ведёт бестолково пешеходный Соборный переулок. Зачем было перекрывать здесь движение, при том, что никакой пешеходной инфраструктуры тут нет, все ходят по тротуарам и вынуждены обходить припаркованные на перекрёстных улицах автомобили, не понятно.
11. Обратите внимание на плакат. В те дни Ростов и Новочеркасск как раз посещал Патриарх. Оба города были увешаны его фотографиями и цитатами. Так не встречают, мне кажется, даже президента... А вообще, Ростов не показался городом сильно религиозным. В отличие от, например, соседнего Краснодара, где православный культ в виде кучи церквей и всяких приходских школ цветёт буйным цветом. В Ростове храмов вроде бы и немало, но они как-то не выделяются. Все довольно неприметные, где-то на задворках. Да и по удельному количеству церквей на душу населения Ростов, наверное, будет в аутсайдерах. Перед собором в 1999-м установлен памятник святителю Димитрию Ростовскому, в честь которого город получил своё имя. Он же в свою очередь получил статус "Ростовский" благодаря городу Ростову в Ярославской области, где он погребён, ныне маленькому и по иронии называемому "Великий", чтобы его не путали со своим по-настоящему возвеличившимся южным тёзкой. На Википедии пишут, что памятник ставили в спешке к юбилею, и эксперты с горожанами относятся к нему критически.
12. От окрестностей рынка переходим к интересным деталям города. Хорошо известны в узких кругах подземные пешеходные переходы в центре Ростова-на-Дону. Они украшены запоминающимися мозаиками из обычной кафельной плитки. В разных переходах на них изображены различные сцены из советского и донского быта. Выполнены, надо сказать, классно. Сами по себе картины вполне тянут на произведения искусства. Делалось всё это великолепие в 70-80-х годах энтузиастами "Мостоотряда №10" и, по некоторым данным, местного художественного училища.
13. К сожалению, я зацепил далеко не самые интересные переходы. В некоторых других есть полноценные панно во всю длину. К ещё большему сожалению, многие из них закрыты ларьками. Да и никакого особого статуса они не имеют. Иные, похоже, уже утрачены. В интернете не составит труда найти подробные обзоры всех сохранившихся мозаичных переходов Ростова.
14. Глядя на этот красивый аппарат с гордым логотипом, не стоит обманываться насчёт ростовского транспорта. Всё, что связано с передвижением по городу, в Ростове-на-Дону ужасно. Собственно, львиная доля моих негативных впечатлений о Ростове связана именно с этим. Огромный город с мудрёной и плотной дорожной сетью постоянно стоит в пробках. Машин как грязи. Места для парковки мало, никакой её организации нет. Как и в Краснодаре, машины бросают где и как угодно, порой в три-четыре ряда. Метро нет и не предвидится, чахлый трамвай дышит на ладан. Единственный повсеместный вид транспорта - автобус - стоит всё в тех же пробках.
15. Сели на автобус - встали в пробку. На более-менее свободном участке автобус проехал целую остановку с открытыми дверями. В Москве бы водителя уже уволили. Хотели поехать на трамвае - так его и не дождались. Вызвали такси - оно сломалось на полдороге. Взяли машину на прокат - у неё едва не отвалилось колесо через пару километров. Полдня ждали машину на замену - привезли без документов. Ещё через полдня привезли документы. Но и сменное авто через пару дней просто отказалось заводиться. П.....ец какой-то...
16. Ростовские водители считаются недисциплинированными хамами. На автофорумах над ними обычно подшучивают, там "Ростов" - вполне понятный мем. А вот на мой взгляд, в водителях тут ничего сверхъестественного нет. Водят тут ничем не хуже Москвы, Питера или Краснодара. Просто организация движения здесь катастрофическая, из-за неё и нервы с толкотнёй на дороге, и ощущение сплошных дураков за рулями вокруг. Плюс, на дорогах Ростова сигналят все, кому не лень. В норме посигналить впереди идущей полицейской машине. Порадовал местный бренд - "Семикаракорская керамика", производимая в городе Семикаракорске Ростовской области. В перспективе - хороший сувенирный высасыватель денег из туристов. Сейчас, правда, несмотря на сеть красиво оформленных магазинов, этот бренд мало известен за пределами региона. Да и туристов в Ростове для окупаемости такого магазина, мне кажется, ещё маловато.
17. Ну и добивая тему перемещения по Ростову надо сказать, что дороги здесь преимущественно паршивые. Асфальт вроде много где новый, но при этом положен кое-как, чуть ли не поверх старого. Закономерный итог - ямы, провалы грунта, неаккуратные бордюры. Плавно переходим к самому интересному в Ростове - старому городу:
18. Самая колоритная часть старого Ростова-на-Дону спрятана между Большой Садовой и набережной Дона. Здесь есть отдельные знаковые дома и достопримечательности, которые я покажу в посте про набережную и её окрестности (третья часть), но в целом это просто массив старой южной застройки, колоритной и живописной, но с большой долей разрухи. Информации об исторических хозяевах всех этих домов уже и не сыщешь, да и не скажут их имена, наверное, ни о чём.
19. Внешний вид всех этих чудных южных домиков местами прямо скажем ужасает. В хорошем состоянии здесь зданий мало. Облезлая краска, разрушающиеся стены, двери и заборы из самых неожиданных подручных материалов, старые адресные таблички, уютные и фактурные дворы, всевозможные вьющиеся растения на стенах и не только. Словом, настоящая старая южная Россия, большая часть которой осталась на территории недоступной ныне Украины.
20. Самое, впрочем, жёсткое впечатление о Ростове складывается из окна поезда, подъезжающего к городу. Мелькающий за окном частный сектор ростовских предместий натурально поражает воображение. Железная дорога близ Ростова проходит преимущественно по узкой полосе между рекой и её высоким берегом, т.е. по территории, второстепенной для населённых пунктов, расположенных "сверху" на берегу, отчего виды там просто экзотически неприглядны.
21. Огороды и дачи с заборами и бытовками, собранными буквально из мусора, всевозможный хлам, любовно сложенный на участках, обязательно какие-нибудь шины, старые велосипеды и автомобили и различные совершенно неожиданные предметы, явно приватизированные из каких-нибудь общедоступных мест. Если не вглядываться так пристально, можно подумать, что вдоль железной дороги на протяжении километров десяти перед Ростовом тянется одна большая свалка. Если ехать через Ростов транзитом и не выходить в центр города, можно подумать, что это какая-то Африка.
22. Вот в самом центре города стоит явно нежилая заброшенная избушка, покосившаяся на добрых 20 градусов и ушедшая в культурный слой уже половиной первого этажа. Прямо уже просится к сносу. Но нет. Памятники архитектуры у нас не моргнув глазом разбирают, а этот дом-призрак просто подпёрли каким-то рельсом, перегородив им половину тротуара, и пусть стоит.
23. Или вообще вот так. А что? Полтора века простояло, и ещё простоит. Не надо его трогать, от греха подальше. А то, что тротуар перегорожен полностью и ходить тут теперь опасно - ничего страшного...
24. Хрестоматийное соседство старого города с новым офисным хай-теком. На самом деле, такое для Ростова скорее нетипично. Какого-то интересного новодела в Ростове-на-Дону крайне мало, несмотря на все его регалии и статусы "южной столицы".
25. Не хотелось бы уходить в желтушность. На всех этих узких улочках, помимо показанной выше рухляди, встречаются вполне сносные и по-прежнему жилые дома. Никакого лоска, конечно, но и без разрухи. Ничем не хуже старых питерских домов с дворами-колодцами.
26. Из безусловно положительных впечатлений от Ростова - питание, кухня и всё, что с ними связано. Восторги ростовскими забегаловками и кафе оставлю на одну из следующих частей, и так много впечатлений для одного поста.
27. Ну и дворы, конечно, дворы, типично южные дворы. В принципе, их и так хватает в моих постах про Краснодар или Таганрог. Гоняться за каждым живописным двором в Ростове никакого времени не хватит. Да и там, где были замечены жители, старался не фотографировать. Но для полноты картины надо, конечно, привести пример:
28. Ещё тут балконы интересные. Для кого-то может и обыденность, но для большинства россиян, живущих севернее условной черты "Воронеж-Саратов", это всё-таки экзотика:
29. Чисто южная фишка - балконы на подпорках. Там явно организовано полноценное помещение, раз для него нужна дополнительная поддержка. Впрочем, с городами Закавказья с их многоуровневыми пристройками к квартирам на месте бывших балконов всё равно не сравнится.
30. Рыночная сущность Ростова кое-где вылезает далеко за пределы рынка. Впрочем, это как раз роднит его с южноевропейскими городами. Вообще ассоциаций с Парижем Ростов у меня вызвал неприлично много. Убрать на этом кадре вывески на кириллице и автомобильные номера, вполне сойдёт за какой-нибудь небогатый район французской столицы. Впрочем, эти мысли пока тоже отложу до следующих постов.
31. Ещё один рынок - Нахичеванский. Заметно меньше Центрального, но заметно крупнее большинства среднерусских рынков. Назван по имени бывшего города Нахичевань-на-Дону, в сердце которого он и расположен. Ныне это Пролетарский район Ростова. Как несложно догадаться по названию, город был армянский. Армяне массово приехали сюда из Крыма по приглашению Екатерины II в конце XVIII-го века. С тех пор армянский город на Дону лишь продолжал расти. В 1928-м два фактически слившихся города объединили под эгидой Ростова. Сегодня армян здесь, такое ощущение, меньше, чем в Москве. Отдельные виды бывшей Нахичевани и армянские церкви Ростова покажу в последней пятой части.
32. Вокзал в Ростове ничем особо не примечателен. Унылое серое здание конца 70-х построено на месте снесённого красивого старого вокзала. В общем-то, тот и так был немаленьким. Более того, незадолго до сноса его скрупулёзно восстановили после разрушений Великой Отечественной. По-моему, этот снос был абсолютно бессмысленным. В Ульяновске прибывающих на поезде встречает нечто подобное, но там старое здание не трогали, оно просто осталось где-то на задворках. Здесь же из интересного - большая суетливая площадь, включающая такие же неинтересные пригородный и автовокзал; огромное количество всяческих микроавтобусов, следующих в города нынешних ДНР и ЛНР и, к чести РЖД надо сказать, внутренности самого вокзала. После недавней реконструкции он стал одним из самых удобных и приятных российских вокзалов, несмотря на внешний неинтересный вид.
33. На фоне всеобщего ростовского веселья и разгильдяйства выгодно выделяется расположенный на окраине зоопарк. Один из крупнейших в России, имеющий богатую историю (зоопарк основан в 1927-м), ростовский зоопарк комфортен, интересен и грамотно организован. Территория у него большая. Здесь просторно как животным в широких вольерах, так и посетителям на обширной территории, которую вполне можно рассматривать как уютный парк.
34. Плюс к тому, а это главное, здесь весьма подвижные и любопытные животные, в отличие от московского зоопарка, где одна половина зверей, затюканных кидающими чипсы и стучащими по стёклам посетителями, неизменно прячется в домиках, другая флегматично лежит подальше от границ вольера. Здесь звери ведут себя естественно, демонстрируя самые интересные свои повадки, с любопытством реагируют как на людей, так и на жильцов соседних вольеров. Словом, ростовский зоопарк рекомендую к посещению. Административный корпус зоопарка и скульптура оленя около входа:
35. Вообще уровень разгильдяйства в Ростове просто-таки зашкаливает. Не представляю себе, как вся эта огромная махина в виде Ростова и его солидной агломерации исправно существует. Да ещё и содержит в себе крупный научный пласт и высокотехнологичные производства. Чёрте чем тут занимаются даже козлы в зоопарке. Младшие из них запросто пролезают между прутьев забора огромного вольера и спокойно щиплют травку вдоль пешеходных дорожек. Правда, при виде людей так резво дали дёру обратно в вольер, что я даже не успел включить фотоаппарат, обалдев от такой наглости:
36. Только в Ростове я видел, чтобы дорожные работы проводились "на живую", т.е. на неперекрытом участке дороги. На оживлённом проспекте с мощным траффиком прямо между проезжающих машин рабочие снимали асфальт и готовились класть новый. Машины суетливо объезжали постоянно перемещаюущуюся технику рабочих и спокойно проныривали под поднятым ковшом движущегося трактора, как на фото. Хаос, шум и суета в этом месте были сумасшедшие. Самое удивительное, за всё это время здесь не произошло ни одного ДТП.
37. Только в Ростове вход в подземные переходы осуществляется через двери. К тому же имеется возможность закрывать эти переходы капитальными железными воротами, видимо, на ночь. В данном случае это похоже на какой-то ТЦ в переходе, но что делать пешеходам ночью, когда он не работает? Судя по советскому виду перехода, строили его явно не торгаши. Так почему же они его узурпировали? Помимо перехода, представленного на фото, в Ростове подобных ещё много.
38. В Ростове в большом количестве сохранились советские артефакты в виде различных плакатов и вывесок. Смысл иных сегодня просто не понятен. При том, что Ростов - десятый по численности населения город страны и центр важнейшего и богатого Южного федерального округа, город местами словно застрял во времени. Причём где-то - в советском, где-то - в позднеимперском, а где-то и в годах своего основания. И кажется, что вовсе не из-за нехватки денег. Бедным Ростов не выглядит даже отдалённо. Такое ощущение, что это просто стиль жизни.
39. Только в Ростове я в первый и в последний раз видел заведение типа "раковая". Жаль, попробовать не удосужились.
40. Только в Ростове в любви к городу признаются на урнах. Ещё бы на писсуаре написали...
41. И - неожиданно - именно в Ростве я впервые увидел новый для нашей страны проект по популяризации чтения. Сначала подумал, что чисто местный, но потом обнаружил подобное где-то ещё. Смысл в том, что по QR-коду можно бесплатно и легально скачать что-нибудь из классики литературы, как русской, так и зарубежной. Выбор весьма велик.
Так вот в Ростове и сочетаются абсолютно несочетаемые вещи, типажи и слои населения. Мощный научно-интеллигентский слой, которому позавидуют Москва, Дубна и Питер, живёт бок о бок с дремучей гопотой, оставшейся вроде бы уже в 90-х. Импозантные старушки в шляпках с перьями идут по одним и тем же тротуарам с мутными суетливыми личностями, словно сошедшими со страниц авантюрных романов XIX-го века о каких-нибудь портовых городах. Высокотехнологичные и масштабные производственные мощности сочетаются с невозможностью организовать в городе хоть сколько-нибудь вменяемый общественный транспорт. Я искренне надеюсь, что своим рассказом не задел чувств ростовчан. Хотя бы потому, что лично знаком с несколькими замечательными жителями этого города. В следующей части от пены первых впечатлений перейду к более детальному его осмотру. В частности, главной улицы Ростова - Большой Садовой.
Городской портал Ростова: новости, погода, афиша, работа (вакансии и резюме), бесплатные объявления (недвижимость, авто), каталог организаций, интернет-магазин.
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на gorodskoyportal.ru обязательна.
Для интернет-изданий — гиперссылка: gorodskoyportal.ru.