Календарь

Июль 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

Прапрадедушка Николай Никитич Дурбах (Дурбахян Никогос Мкртичевич)

00:11, 01.11.2015  lana_1988

Милые ростовчане, мне захотелось рассказать вам о своём знаменитом родственнике. Точнее сейчас он практически забыт, но в своё время был очень известным ростовским архитектором. Зовут его Николай Никитич Дурбах (Дурбахян Никогос Мкртичевич).



Самое известное его творение- Ростовский Молодежный Академический Театр.




В сентябре мы с мамой ходили на могилу Н. Дурбаха на Армянском кладбище, порвали траву. Но,видимо, туда ходят и ещё какие-то активисты, потому что травы было не так много. Если, активисты, вы прочитаете этот пост, спасибо за помощь!




Хотела вкратце рассказать историю жизни прапрадедушки, но поняла, что на сайте www.donvrem.dspl.ru это уже сделали за меня. Поэтому статью я перенесу сюда в неизменном виде.
Итак:

Николай Никитич Дурбах (Дурбахян Никогос Мкртичевич) — художник-архитектор, преобразивший своими творениями улицы Ростова и Нахичевани-на-Дону. Интересно то, что во всех документах, которые попали ко мне в руки, он значится не Дурбах, а Дурбахов. Это связано с тем, что в XIX в. в Нахичевани люди, которые имели русские фамилии, могли продвигаться по служебной лестнице.

Официальные документы свидетельствуют, что он родился в 1858 г. (но некоторые издания датой рождения указывают 1857 год [1]. В многочисленных публикациях, посвященных этому удивительному человеку, — немало противоречий. Так, В. С. Сидоров пишет о том, что он уроженец Нахичевани [2]. А Л. Ф. Волошинова сообщает: когда Николаю Никитичу исполнился год, его родители перебрались в Нахичевань из станицы Елизаветинской [3]. Н. Н. Дурбах происходил из мещанского сословия, из семьи невысокого достатка. Отец занимался торговлей, но его дела развивались плохо. В Нахичевани Николай Никитич Дурбах получил общее среднее и начальное художественное образование. В 1876 г. он поступил в Санкт-Петербургскую Императорскую Академию художеств. Первое время учился за счет города, но вскоре ему отказали в финансовой поддержке. Все же он продолжил учебу, зарабатывая на нее своим трудом. Так как денег все равно не хватало, Дурбах был вольнослушателем, а не студентом. В феврале 1886 г. в возрасте 28 лет он получил диплом «неклассного художника с правом производить постройки» [4].



Безусловно, десятилетняя жизнь в столице, дав высокопрофессиональные знания и сформировав художественные вкусы и пристрастия, определила дальнейшую судьбу молодого человека. Здесь же он встретил свою будущую жену Анну Андреевну Счесневич [5]. Она родилась в Польше, а в Санкт-Петербурге училась на Акушерских курсах. Николай Никитич и Анна Андреевна состояли в гражданском браке, потому что были представителями разных вероисповеданий и не могли венчаться в церкви. Но этот факт нисколько не омрачил их счастье. В 1886 г. они отбыли в Нахичевань, купили деревянный дом, обложенный кирпичом. В семье в то время было четверо малолетних детей — Варвара, Михаил, Карапет и Александр. Формулярный список о службе Н. Н. Дурбаха говорит о том, что он, находясь в неофициальном браке с женой, усыновил своих же детей [6].

В период с 1886 по 1889 г. Николай Никитич активно занимался постройкой жилых домов и зданий не только в Нахичевани, но и в Ростове, Азове, Мариуполе. Среди сохранившихся дома землевладельца и скотопромышленника Л. Попова (ныне здание роддома на площади Карла Маркса, 8), юриста Степаносяна (ул. Первая Майская, 20), доктора К. Кечека на 30-й линии, 22 «а», доходный дом Когбетлиевых (угол 1-й Георгиевской и 17-й линии, 14/4), жилые дома на 7-й линии (ныне под № 5 и 29) [7. — С. 72, 153; 8. — С. 68] . Самый значительный по размерам — двухэтажный дом Л. Попова. По желанию и запросам заказчика, Н. Н. Дурбах. оформил фасад в изящном стиле, применяя все богатство и разнообразие классических форм и барочных декоративных мотивов. Первый этаж предназначался для сдачи в аренду под конторы, а второй — для проживания владельца. Самобытность и теплота архитектурных деталей придают этому фамильному дому индивидуальный облик.

Строительство именно таких зданий быстро сформировало авторитет зодчего в торгово-промышленных кругах Нахичевани. 12 марта 1889 г. художник архитектуры Николай Дурбах подал прошение, в котором просил Городскую управу назначить его на должность Нахичеванского городского архитектора [9]. О. X. Халпахчьяном в книге «Архитектура Нахичевани-на-Дону» иначе трактуется этот факт [7. — С. 153]. Автор пишет, что Николай Никитич принимал активное участие в строительстве гостиницы «Московская» в Ростове, спроектированной А. Н. Померанцевым и это послужило основанием утверждения его 1 апреля 1889 г. по конкурсу с инженером путей сообщений К. Салтыковым на должность Городского архитектора Нахичевани. Тем не менее 5 апреля этого же года Дурбах Н. Н. подписал условия исполнения должности Городского архитектора с испытательным сроком в один год и с окладом жалования в 1200 рублей. Молодой архитектор обязался, что будет работать в Управе наравне с остальными служащими и отлучаться по частным делам только с разрешения г-на Городского Головы, что все городские работы, порученные ему Городскою Управою, будет исполнять без промедления и предпочтительно перед частными работами без особого вознаграждения. Так же он должен был производить бесплатно для жителей Нахичевани все проекты построек, не превышающие своей стоимостью сумму в 500 рублей. Если стоимость построек была больше, то за составление проектов он должен получить вознаграждение не больше 1-2 процентов от этой стоимости. По истечению годичного срока Дурбаха вновь избрали городским архитектором, но уже бессрочно. Он с небывалым азартом ринулся в работу. Забегая вперед, хочется сказать, что с 1889 по 1911 г. он ни разу не был в отпуске и только в 1891 г. на десять дней пропустил службу по болезни.

В этот период в Нахичевани активно ведутся строительные работы. Особое внимание было уделено Бульварной площади (ныне площадь Свободы). Николай Дурбах, следуя планировочным принципам, заложенным еще первым планом города 1781 г., предлагает в двух углах северной стороны построить монументальные учебные здания. И из недавней суеты торговых построек рождаются очертания архитектурных образов петербургского стиля, сформировавшего его пристрастия. В 1891 г. восточный угол площади занимает двухэтажное здание городского мужского училища. Оно имело коридорную планировку, освещенные классы, актовый зал и другие подсобные помещения. Фасад был решен в классических традициях. Высокий купол со шпилем подчеркивал центричность здания. Училище не имело богатой отделки и не было отштукатурено, и все же тщательно исполненный кирпичный декор, гармоничные пропорции деталей создавали его торжественный благородный образ. В 1893 г. в западном углу Бульварной площади расположилась Екатерининская женская гимназия. Здание было двухэтажным. Основу планировки составлял протяженный коридор, по обе стороны от него располагались классы. В центральной части здания, акцентированной куполом, размещались вестибюль, парадная лестница, на втором этаже — актовый зал. Эти два здания закрепили новый масштаб застройки Бульварной площади и главенствующее значение ее северной стороны. И их торжественные формы будто призывают создать между ними еще более значительный архитектурный образ.

Далее Н. Н. Дурбах, как крупный мастер, проявляет себя в проектировании интересного архитектурного монумента — Александровской колонны в Александровском саду (ныне парк имени В. Черевичкина). Она возводилась по инициативе Городской думы на средства Нахичевани. Открытие колонны произошло в мае 1894 г., и на ее пьедестале была установлена доска с надписью: «В память 25-летия царствования в бозе-почившего императора Александра II». Монумент представлял собой колонну, которая была увенчана шаром с двуглавым орлом — символом российской государственности (была исполнена С. А. Тонитто). На территории Ростова и Нахичевани это был единственный подобный монумент. И в творчестве архитектора аналогичных работ тоже не было.

В том же 1894 г. в творческой биографии Николая Никитича произошло событие, имевшее немаловажное значение. В Ростов с первым эскизом проекта здания Городской думы и Управы на Большой Садовой приезжает профессор Академии художеств архитектор А. Н. Померанцев. Он встретился с нахичеванским архитектором, который в то г время вел строительство доходного дома Армянского благотворительного общества на противоположной стороне улицы [8. — С.69] . Их встречи и обмен мнениями, несомненно, повлияли на творческие планы обоих архитекторов.

Уже где-то в 1890-х гг. в общественном сознании Нахичевани формируется мнение о необходимости создания театра. В городе действовало «Общество любителей драматического искусства» (учрежденное в 1879 г.), в него входили две труппы, первая играла на русском языке, вторая — на армянском языке. В марте 1894 г. Общество подает в Думу ходатайство «О сооружении здания для городских общественных учреждений и помещения в нем театрального зала и местного коммерческого клуба». Гласные приняли решение и разработку проекта театрального здания поручили городскому архитектору Н. Н. Дурбаху. Как и другие нахичеванцы, Николай Никитич очень любил театр, поэтому он с радостью принялся за работу, и через 3-4 месяца у него уже был готов эскизный вариант проекта. Театр построили за 4 года и 2 месяца. Торжественное открытие его произошло 16 декабря 1899 г. Но отделкой и оформлением здания занимались еще около восьми лет, Нужно отметить, что за Николаем Дурбахом было закреплено право бесплатного пользования местом в партере. И это право сохранялось за ним и его семьей еще и в 1920-е гг.

Одновременно с возведением Нахичеванского театра (ныне — Ростовский академический молодежный театр) Николай Никитич вел активное строительство в Ростове, переживающим «строительную горячку». Был построен Доходный дом Яблоковых на углу Большой Садовой и Таганрогского проспекта (ныне здание Консерватории) и Доходный дом Кистова и Фроймович на углу ул. Московской и Казанского переулка (ныне переулок Газетный). Высокие торговые этажи, большие витрины, живописная стилизация классического декора, оригинальные силуэтные завершения зданий — то, что так напоминает доходные дома Санкт-Петербурга. Дом на улице Московской начал строиться в 1898 г. совместно с ростовским городским архитектором Н. А. Дорошенко. Но, к сожалению, он скоропостижно умирает. И Дурбаху самому пришлось заканчивать строительство. Оно завершилось в 1901 г.

В соответствии с формулярными списками о службе, 12 марта 1897 г. в избирательном Собрании Нахичеванского Городского Общества Н. Н. Дурбах был избран гласным Городской думы на четырехлетний срок (1897—1901). 27 ноября 1898 г. в собрании Нахичеванской на Дону городской думы избран членом в Городское по Квартирному налогу Присутствие на 1899 год. Необходимо отметить, что за период с 1899 по 1912 г. его избирали на эту должность двенадцать раз. 26 января 1900 г. в том же собрании он избран членом Попечительного Совета Нахичеванского ремесленного училища на три года (1900— 1903).

Этот отрезок времени характеризуется для архитектора напряженностью и интенсивной работой. Его заслуги были оценены, но все равно не обошлось без недоразумений. Первый чин коллежского регистратора Н. Н. Дурбаху предоставили в 1902 г., на три года позднее, чем было положено. Следующий чин коллежского секретаря он получил в 1905 г. В том же 1902 г. Николай Никитич был избран членом совета по портовым делам. За блестящую службу был удостоен орденами Святого Святослава в 1904 г. и Святой Анны 3-й степени в 1911-м. Эти награды давали право на получение дворянства при достижении определенного по службе чина.

Несмотря на занятость в Городской думе, Н. Н. Дурбах занимался строительством Гогоевской женской гимназии на 28-й линии. По его проекту в 1912 г. возводят мужскую классическую гимназию на 1-й Федоровской улице (ныне Мясникова). Кроме того, он вел технический надзор за постройкой ряда крупных общественных зданий в центре Нахичевани. Но нигде его талант не проявлялся так ярко и живописно, как в облике Бульварной площади [10].

В 1913 г. Николай Никитич Дурбах оставил должность Городского архитектора, пробыв в ней двадцать пять лет. Вскоре закончилась для него и карьера гласного Городской думы, которая началась в 1897 г. На эту должность нахичеванцы его избирали несколько раз подряд, что свидетельствует о немалом уважении и доверии к нему в городе.

Но в последующем этапе жизни Николая Никитича начались трудные времена. Он отошел от общественных дел. Сложные отношения с женой привели к разрыву их семейной жизни. Несмотря на это, он сумел сберечь теплые и добрые взаимоотношения со своими старшими детьми.

Началась Гражданская война и исключила для него попытку создания новой семьи. Война нарушила и его трудовой распорядок, возможность строительства и творчества. В 1920-х гг. он уже почти не занимался частной практикой, так как начались проблемы со здоровьем. Болезни неотступно следовали за ним. Н. Н. Дурбах скончался 23 сентября 1924 г. в возрасте 66 лет. Но некоторые источники указывают ошибочно 1925-й или даже 1927 год. Его могила находится на Армянском кладбище г. Ростова-на-Дону.

В декабре 1999 г. Нахичеванский театр, или Ростовский Академический Театр юного зрителя, отметил столетний юбилей.

ПРИМЕЧАНИЯ
Родословная Н. Н. Дурбаха (1858 — 1924). Составлена В. С. Хазизовым по материалам семьи Ю. Г. Боярской, внучки Н. Н. Дурбаха // Личный архив В. С. Хазизова.
Сидоров В. С. Энциклопедия старого Ростова и Нахичевани-на-Дону. — Т. 5. — С. 306.
Волошинова Л. Ф. Бульварная площадь: судьбы улиц, площадей и зодчих. — Ростов н/Д: Дон. издат. дом, 2001. — С. 58.
Императорская С.-Петербургская Академия художеств: Копия диплома [бывшему вольнослушающему Н. Дурбахову от 20 февр. 1886 г.] // Личный архив В. С. Хазизова.
Волошинова Л. Ф. Бульварная площадь. — С. 59. — Шенснович — ошибка в написании фамилии жены Н. Н. Дурбаха.
Формулярный список о службе члена Нахичеванского на Дону городского по Государственному квартирному налогу присутствия Николая Никитича Дурбаха. Составлен 12 мая 1909 г.
Халпахчьян О. X. Архитектура Нахичевани-на-Дону. — Ереван: Айастан, 1988.
Айрумян А. А., Волошинова Л. Ф. Городской архитектор Нахичевани-на-Дону // Донской временник. Год 1999-й.
В Нахичеванскую н/Д городскую управу художника архитектора Николая Дурбахова Прошение [от 12 марта 1889 г. №194. Принято 14 марта 1889 г.]: Копия // Личный архив В. С. Хазизова.
Волошинова Л. Ф. Бульварная площадь: судьбы улиц, площадей и зодчих. — Ростов н/Д: Дон. издат. дом, 2001. — С. 57-65.


Не нравится
Нравится
источник: http://rostov-don.livejournal.com/3771290.html     рейтинг: 0  

Городской Блог