Знаменательный день: 114 лет назад изобретатель радио Попов основал гражданскую радиосвязь не только в России, но и в мире! Удивительно, какие прогрессивные тогда власти были в Ростове...
Небольшой ролик к Дню Радио с вехами его развития:
А вот тут история этого события:
"- 7 мая 1895 года Александр ПОПОВ сделал доклад на заседании Русского физико-химического общества в Петербурге и продемонстрировал свой "прибор для обнаружения и регистрации электрических колебаний». Это был день рождения радио.
С «беспроволочного телеграфа» стало возможным передавать сообщение сначала на несколько десятков метров, а затем на десятки километров, чему способствовало применение А.С. ПОПОВЫМ вертикального металлического провода, прикрепленного к прибору - антенны. ПОПОВ также построил и испытал специальный прибор для записи на бумажную ленту атмосферных и электрических разрядов - грозоотметчик, который до сих пор применяют в метеорологии.
В 1895-96 гг. ученый провел ряд опытов по изучению рентгеновских лучей: им сделаны были первые в России рентгеновские снимки предметов и конечностей человека.
В 1899 г. приборы радиосвязи ПОПОВА стали применяться на практике: они были успешно применены при спасении броненосца «Генерал-адмирал Апраксин», потерпевшего аварию у острова Готланд. В 1901 году ПОПОВ в реальных корабельных условиях получил дальность связи 148-150 км.
За опытами А.С.ПОПОВА пристально следили в Ростове - в Комитете Донских гирл, прекрасно понимая их практическое значение в улучшении донского судоходства, от которого, в конечном итоге, зависело благосостояние города.
Комитет Донских гирл был создан в Ростове по Высочайшему повелению 29 апреля 1865г. с целью «создания судоходного фарватера Дона, гирл и морского подходного канала к р.Дон в удобном для прохода судов состоянии, посредством землечерпательных и других гидротехнических работ". Комитет также устанавливал специальные знаки и огни по судоходным фарватерам, способствовал проходу судов. Деятельность комитета распространялась на нижний судоходный фарватер Дона (от Нахичевани-на-Дону до устья Дона), Донские гирла и морской проходной канал в Таганрогском заливе. Комитет Донских гирл возглавлял городской голова г.Ростова. В ведении комитета находились ряд лоцмейстерских постов в гирлах Дона, ледокольные суда, землечерпательные снаряды и маячное судно.
Обсуждая мероприятия по улучшению судоходства в низовьях Дона, Комитет Донских гирл решил установить постоянную связь Ростовского порта с донскими гирлами для своевременного получения капитанами судов сведений об обстановке в гирлах (уровни воды в ериках, состояние фарватера, сила ветра, ледовая обстановка). Вначале с этой целью была создана оптическая сигнализация, для чего у выходных бакенов поставили специальное судно, на мачте которого днем поднимали шары, а ночью зажигали огни, по количеству равные глубине судоходного фарватера. С целью обеспечения более надежной связи Комитет Донских гирл в 1900 году обратился с ведома Морского министра к Александру Степановичу ПОПОВУ с просьбой установить «беспроволочный телеграф» и получил положительный ответ. 2 июня 1901 года в управлении Ростовского почтово-телеграфного округа было заведено дело № 49 «Об устройстве Комитетом Донских гирл беспроволочного телеграфа по системе профессора ПОПОВА между лоцмейстерским постом и маячным судном р.Дон» (обложка дела хранится в фондах Ростовского областного музея краеведения).
- Какое место можно считать "первой радиоточкой" на Дону?
- В середине августа 1901 года А.С.ПОПОВ приезжал в Ростов, чтобы лично провести сеансы радиосвязи. В Ростове он встречался с членами Комитета Донских гирл, руководством Управления Ростовского почтово-телеграфного округа и Ростовского порта. Для практического сеанса радиосвязи ПОПОВ выбрал лоцмейстерский пост на о.Перебойном в низовьях Дона, где устанавливает принимающий сигналы связи аппарат. Передающий прибор устанавливается на плавучем маяке. 24 августа 1901 года А.С.ПОПОВ лично передал с плавучего маяка сигнал: «Внимание! Внимание! Всем! 27 августа 1901 г. Два часа пополудни». Это был первый в России опыт гражданской радиосвязи.
- То, что провел Александр ПОПОВ в Ростове, было разовой акцией или его контакты с городскими властями продолжались и впредь?
- 28 августа 1901 года А.С.ПОПОВ уехал в Санкт-Петербург, оттуда поддерживал радиосвязь с радистами в гирлах Дона, где открылось и оборудовалось телеграфное отделение «Донские гирла».
В фондах Ростовского областного музея хранится еще один интересный документ на бланке заведующего телеграфного отделения в Донских гирлах: рапорт заведующего отделением А.ПАШКЕВИЧА на имя Начальника Ростовского почтово-телеграфного округа от 6 ноября 1901 года, в котором говорится: «Во исполнение предписания от 13 минувшего сентября за № 29214, имею честь донести Вашему Превосходительству, что действие по беспроволочному телеграфу открыто мною 2-го ноября и в настоящее время проходит хорошо».
Летом 1902 года ПОПОВ вторично приезжал в Ростов для профилактического осмотра станции и проведения еще одного интересного опыта в Донских гирлах: он перенес передающую аппаратуру с плавучего маяка на «Ледокол Донских гирл», который взял курс на Таганрог. С ледокола на лоцмейстерский пост стали передавать радиограммы, четкость приема которых не менялась по мере удаления ледокола. Из Таганрога ПОПОВ поплыл к Чимбурским вехам (в 37 верстах от о.Перебойного), но устойчивая прекрасная радиосвязь сохранилась. Это свидетельствовало о возможности впредь использовать радиосвязь на буксирных пароходах и ледоколах, находящихся в Таганрогском заливе.
После второго приезда ПОПОВА в Ростов Комитет Донских гирл открыл станцию беспроволочного телеграфа на Богатяновском источнике.
Радиостанция А.С. ПОПОВА работала в гирлах Дона до первой мировой войны.
В 1956 г. на о.Перебойном была установлена мемориальная доска: «Здесь, в здании лоцмейстерского поста, в сентябре 1901 года великий русский ученый, изобретатель радио А.С.ПОПОВ принимал радиопередачу через первую гражданскую радиостанцию». Мемориальная доска в память пребывания ПОПОВА в Ростове установлена также в Ростовском порту."
http://rostovdon.ucoz.ru/istorija/rostov_rodina_radio.htm