В наши дни мы стали редко поднимать голову вверх и смотреть на небо. Разве что в ожидании дождя, услышав раскатистый бас грома. А когда ливень хлынет безостановочно, станем вглядываться в серую дымку облаков в надежде поскорее увидеть солнце.
В войну было иначе. С началом бомбардировок Ростова в последних числах июля 41-го люди стали чаще смотреть на небо. С тревогой и в напряженном ожидании. Прислушиваясь к каждому звуку. Присматриваясь из-под прижатой ко лбу ладони, ждали ростовчане беды оттуда, сверху - из облаков. Небо, наполненное звуками сирен ПВО , выстрелами зенитных установок, гулом моторов тяжелых бомбардировщиков, перестало быть мирным. Жители копали укрытия, осваивали подвалы, проводили бессонные ночи в бомбоубежищах - облака, в одночасье налившиеся свинцом, стали вдруг смертельно опасными.
Воздушная тревога в городеС началом боев у оборонительных рубежей Ростова, те горожане , кто был чуть посмелее, видели в пасмурном сером небе яростные отчаянные воздушные схватки. В смертельных поединках сходились защитного цвета самолеты РККА и грязного мышиного цвета машины Люфтваффе. Выполняя какие-то немыслимые фигуры высшего пилотажа , совершая безумные скоростные маневры, огненными факелами врезались в землю и русские, и немцы. Первый фашист ХЕ-111 упал в густых клубах черного дыма на берегу реки Дон в районе Нижнегниловской еще в начале октября 41-го. Экипаж сбитого бомбардировщика запуганных, грязных немцев провели через весь город под свист и смех ростовских пацанов . После этого враг практически ежедневно терял свои машины над Азовским морем, Доном, Миусом. На страже неба стояли пилоты Красной Армии, многие из которых успели получить боевой опыт в боях за Украину. Но техническое, да и численное превосходство Люфтваффе неумолимо сказывалось на результатах многих небесных баталий. Теряла наша армия лучших летчиков. Навсегда уходили они в небесную синеву Донского неба. Сгорел в последний день октября 41-го на своем И-16 подполковник Леонид Гончаров, командир 131-го Истребительного полка. В снежный 20-ый день ноября у северных окраин Ростова летающий батальонный комиссар Соболев повторил подвиг летчика Гастелло, направив свой пылающий бомбер в колонну немецких танков и грузовиков. И до сих пор остатки крылатых машин, защитников Донского неба скрывает полынью Ростовская степь. Много стальных , краснозвездных птиц покоятся на дне Таганрогского залива или затянуты густым илом в Донских плавнях.
Сбитый И-16
Полчаса езды от Ростова к старому заросшему травой шляху. Именно по этой дороге немцы рвались тогда осенью 41-го к Донской столице. А сейчас в тех, политых кровью местах , среди бескрайних полей и солнечных лугов, казалось, заблудилось время. Куда не кинь взгляд видны заплывшие окопы , блиндажи , воронки, наполненные дождевой водой . Мы , ростовские поисковики, приехали к местному дедушке –пасечнику Михалычу. Он хочет показать нам где упал, судя по его словам , “ совсем маленький русский ястребок”. И тот роковой для нашего летчика бой - бой с четырьмя немецкими истребителями - Михалыч видел сам лично. Ему тогда исполнилось семь.
Металлоискатель запищал сразу. Место , где встретился с землей самолет, всегда усеяно оплавленными металлическими деталями. Машина, разбиваясь о землю , входя вглубь почвы мотором и кабиной, разбрасывает себя в радиусе сотен метров. Алюминий, куски обшивки , гильзы, провода, топливные шланги - все это перемешано с землей, а в самом центре падения, в том месте, куда воткнулся движок с фонарем, находится как правило большая воронка. Такая, как от попадания авиабомбы. В этом месте живет история крылатой машины. Там ее сердце. Номера самолета, выбитые на двигателе , на номерных деталях. По этим номерам устанавливают судьбу экипажа, фамилию последнего пилота. В кабине зачастую находится и сам летчик , точнее, то немногое, что от него остается.
На месте раскопок И-16
“ Наш самолетик был один”,- начал свой рассказ пасечник, когда мы, собравшись у края обнаруженной воронки , изучали найденные детали - “ может он на разведке был, а может еще что , но только на него сразу четыре немца выскочили. Русский и не думал отступить, сразу с этой четверкой и схватился. Один фашист к нему на хвост сел и давай стрелять. Да только наш истребитель резко сбросил скорость и так, что немец на всем ходу его обогнал. И получилось, что русский уже сам оказался на хвосте у этого фашиста, и ну его из пулемета поливать . Немец сразу задымил, пошел на снижение. Но тут и нашему досталось. Со всех сторон понеслись в ястребок пули. Он резко пошел к земле, вспыхнув ярким огнем. Из кабины никто не выпрыгнул. Так и вошел в землю вместе с летчиком. А немец рядом совсем упал. Где-то тут тоже должен лежать. ” – закончил рассказ Михалыч. Тогда мы без особого доверия отнеслись к его рассказу. Тем более, что частей немецкой машины рядом найдено не было. Но то, что было обнаружено в воронке на месте падения истребителя РККА, полностью подтвердило правдивость воспоминаний старого пасечника.
Воздушный бой
По частям самолета получалось , что здесь погиб наш И-16 . Знаменитый ишачек , ставший, как и испытавший его Валерий Чкалов, символом советской авиации. Безнадежно устаревший к началу Великой Отечественной , истребитель 16-й серии “ жил” в среднем 2-3 боевых вылета. Сделанный из сосны , березового шпона , покрытый перкалью, самолет бесстрашно сражался с немецкими мессерами. Он уступал немцам технически, был менее скоростным , не таким прочным , слабовооруженным . Но… Наши летчики защищали Родину , многие из них уже успели увидеть результаты фашистских бомбардировок. Разрушенные дома простых людей , убитых, изувеченных осколками авиабомб женщин , детей. За счет отчаянных маневров , лихого, на грани с невероятным, пилотирования пилоты РККА сбивали немецкие машины.
Так выглядел И-16
Несколько дней деталь за деталью, осколок за осколком, доставали мы из земли легендарного “ ишачка ”. Разбитые лопасти винта , погнутые пулеметы ШКАС, сгоревший движок, фрагменты приборной доски и штурвала. По всему получалось, что самолет был сделан на 458-м заводе в Ростове-на – Дону. Цеха завода в Донской столице собрали и выпустили на защиту мирного неба более 350-ти истребителей Н-16. Найденный нами самолет принадлежал 76-й Сводной Авиадивизии. Летал на нем замечательный пилот мл. лейтенант Тимофей Никитович Санин, командир звена 446-го Истребительного полка. Летчик ,прославившийся своей смелостью в боях за Донское небо. Не раз Тимофей выходил победителем из схваток с мессерами, считаясь в полку мастером скоростных горизонтальных маневров. Накануне своего последнего вылета лейтенант Санин с товарищами видели на ж.д. станции Батайск расстрелянный фашистскими самолетами санитарный эшелон с нашими раненными . На крышах вагонов были красные кресты… Многие вагоны сгорели вместе с бойцами, которые не могли выбраться из огня.
Пилоты на Ростовском аэродроме
7 декабря 1941-го, когда Красная Армия погнала врага от Ростова, отправился Тимофей Санин в свой последний полет. Он один бросил вызов четверке Ме-109-м. Две двойки мессеров прикрывали бомберы ,летевшие атаковать Ростов. Наши истребители пошли на перехват бомбардировщиков, не заметив самолеты прикрытия из-за большой облачности . Лишь лейтенант Санин увидел тени четырех фашистов и не раздумывая пошел на них. Он, наверняка, понимал, что живым из этого боя не выйдет. Бой продолжался несколько минут. Санину удалось сбить один Ме 109-й. Еще один фашист задымил и стал уходить со снижением за линию фронта. Но двое других загнали самолет Санина и, лишив его маневра, подожгли. Наши самолеты слишком поздно бросились на выручку своему товарищу…
За этот подвиг и победы в небе Ростова, комиссар 76-й Авиадивизии Черноусов представил мл. лейтенанта Санина Тимофея Никитовича к званию Героя Советского Союза ( посмертно). Но по непонятным причинам отважный летчик звезду так и не получил. Возможно, сказалось непролетарское происхождение Тимофея. Говорили , что его отец был священником.
И-16 на Соборном. 1941 год
И самое необычное то, что самого летчика среди обломков самолета мы так и не нашли. Остался навсегда среди синевы бескрайнего густого Донского неба. Смотрит на нас голубыми глазами , улыбается сверху.
А сбитый им немецкий самолет до сих пор там , где-то в заросшем кустарником глубоком овраге.