и что из этого вышлоНа 6 мая была запланирована закладка первого камня в здание будущего музея. Но приезд губернатора и закладку отложили.
Два года назад губернатор объявил, что к 9 мая 2015 года в Ростовской области будет построен музей ВОВ. Лучшего места, чем у памятника "Самбекские высоты", для него не найти. Быстро провели конкурс. На обсуждение был представлен всего один проект ростовских архитекторов:
Музейный комплекс с комплексом вопросов.
Ростовский проект вызвал неоднозначные мнения и был приторможен. Весной прошлого года мы предложили руководству области свою совершенно другую концепцию музея.
Наше предложение стало альтернативой ростовскому проекту с его противоестественно торчащей двухэтажной коробкой и сомнительным, ни кому не видимым водоёмом на крыше.
Мы исходили из того, что здание любой конфигурации, любое строение, будет спорить с первым по величине памятником области. Чтобы решить эту задачу мы предложили сделать из музея ещё один холм, накрыв его дендро-кровлей и превратив его в продолжение окружающего ландшафта. Всё пространтво перекрывалось без единой опоры и превращало площадь экспозиции в open space (открытое пространство).
В отличии от ростовского проекта, мы отделили зонально кладбище для захоронения останков (ежегодно поисковики находят их до нескольких сотен) и перенесли его на другую сторону трассы, сделав подземный переход, как большой бетонный окоп, а планировку кладбища – в виде креста, где в центре должна была быть композиция "Взрыв" (бронзовый солдат разорваный светом изнутри).
Всё это закомпоновали и посадили на очень странном по конфигурации участке земли
Всё расписали, разжевали и сделали в Ростове презентацию новой идеи.
План кликабеленСразу после презентации проекта нам сказали, что губернатору идея понравилась и чтобы мы готовились к конкурсу .
Окрылённые, мы занялись подготовкой к тендеру. Сумма проектных работ оценивалась примерно в 15 млн. руб. (включая геодезию, геологию и бесконечные экспертизы проекта, а также проектирование экспозиции).
Каково же было наше удивление, когда мы увидели на открытом конкурсе ещё одну некую компанию, назовем её компания «К», и наш проект, почти невидоизменённый, в её руках, который, как оказалось позже, в их подаче оказался куда лучше (!) и детальней проработан, но с суммой уже в 18,5 млн. рублей без проектирования экспозиции. Хотя в условиях конкурса было написано, что решающим фактором (60%) будет цена проекта, выиграла всё же компания «К».
Как выяснилось позднее, на подобных тендерах оценивается совсем не идея проекта и даже не его цена, а опыт работы строительно-проектной организации, наличие у неё тракторов и бульдозеров (?!), а также количество работающих в ней инженеров (а не архитекторов) и объем представленной документации на вес.
Сразу после конкурса, чтобы избежать судебных разборок, ООО «К» за несколько дней «творчески переработало» нашу идею, толком ничего в ней не поняв, подогнав её под себя, под свой многолетний строительный опыт и приведя проект к среднесовковому уровню: к понятной всем прямоугольной формой здания, к стенам с окнами (которые как-то надо будет потом закрывать), с множеством опорных колонн (которые как-то нужно будет обыгрывать), убрав непоместившееся кафе и магазин для туристов и т. д.
Скопировав идею крыши и здания с французского Музея истории в de la Vendée, ООО «К» сделало, в конце концов, свой проект.
Пректанты уменьшили площадь музея, хранилищ, архивов. Появились лестницы, подвалы и т. д. (в нашем проекте люди с ограниченными возможностями могли не только посещать музей, но спокойно в нём работать).
Непонятно, как стилистически сопрягаются ломанные треугольники крыш с бесконечно змеевидными дорожками, как они будут забрасывать на эту крышу газонокосилки и поливать газоны не замочив посетителей – это всё не понятно.
Поэтому, последней инициативой ООО «К» (как предприятия с большим опытом) стало предложение поменять крышу и сделать её профнастилом, да бы не мучиться с непонятной дендро-кровлей. Но вмешиваться в тех задание им не дали. ФАС же ничего предосудительного в действиях ООО «К», в конечном итоге, не нашла.
Мы честно сделали всё что могли, чтобы хоть как-то изменить ситуацию и вписать музей в окружающее пространство мемориала, чтобы уйти от решений прошлого, от нарочито торчащего прямоугольного ящика. В итоге, проект опять привели к ящикообразному виду.
Боюсь, что музей (если он вообще будет), повторит судьбу музея войны в Минске, открытого в 2014 году и отставшего в своей архитектуре и экспозиции лет эдак на 30-40 от дня сегодняшнего (см. фото внизу).
Основная же проблема будущего музея – отсутствие экспонатов. Самые интересные вещи экспонируются в других музеях области и они совсем не жаждут их отдавать. А выставлять в рамках нового дорогостоящего проекта экспонаты второстепенного значения будет явно недостаточно. Поэтому была придумана и разработана особая режиссура экспозиции (основанная на дополненой реальности) и подачи материала, такая, чтобы люди выходили потрясенными увиденным зрелищем. Была возможность задать уровень и сделать один из лучших военный музеев современности. К сожалению, теперь все архитектурные, креативные, режиссерские и дизайнерские находки канули в Лету.
Запланированная закладка губернатором первого камня музея не состоялась, как оповестили СМИ: «В связи с обнаружением взрывоопасных предметов на месте проведения торжественной закладки первого камня в строительство военно-исторического музейного комплекса «Самбекские высоты», мероприятие переносится на неопределённый срок». Аминь.
См. презентацию проекта музея 1/21 стр.
Хроникальные кадры, день сегодняшний и проект музея в одном видеоролике:
Аэросъемка «TDS-ART»