Ростовская журналистка Юлия Быкова пишет – а мы не хотим упускать:
Почти три года писала я (писала и писала, писала...) краткую историю ростовского общепита. Большую часть фактуру собрала из подшивок донских газет разных времён. Заметки публиковал ростовский журнал "Культ еды". Занавес упал, действие окончено. В интернете этих текстов нет (многих). Решила понемногу выставлять их здесь.
Итак, как сказал один хороший человек, поехали.
Гуляй, ростовский мещанин!
«Покорнейше просят господ членов клуба и гостей не разливать по полу пива и вина, напившись, во время танцев сюртуков и жилетов не снимать, а в случае завязавшейся драки новых стульев не ломать и пользоваться уже изломанными, которые хранятся за печкой».
О том, какие нравы и порядки ростовского «общепита» царили в дореволюционном Ростове.
Начнем путь с Большой Садовой. Ее расцвет начался в 60-е годы ХIХ века, когда городским главой стал 30-летний купец А. М. Байков. Через несколько лет здесь появились первые в городе керосиновые фонари, водопровод и конка. «Всюду роскошные магазины, многочисленные конторы, трёх-, четырёх- и даже пятиэтажные дома, и всюду постоянное оживленное движение большого торгового города» – описывал историк А. Ильин Большую Садовую.
Рестораны в то время располагались преимущественно при гостиницах – как самостоятельные организации они прижились в России ближе к концу века.
В доме Яблоковой (здание располагалось вблизи нынешней консерватории, разрушено в войну) была гостиница «Европа». Вот что её владельцы сообщали в рекламе: «Русские и иностранные газеты и журналы, электрическое освещение. Первоклассный ресторан. На кухню обращено особое внимание».
В доме Петровых (сгорел в 1911 году, на этом месте – здание с кафе «Золотой колос») купец Кузнецов содержит свой «Гранд-отель»: «Большой зал для ресторана, вина русских и иностранных лучших фирм, кулинарная часть образцовая».
Весь следующий квартал – что ни дом, то гостиница: «Лондон», «Сан-Ремо»,«Англия», «Большая Московская»… Впрочем, есть и рестораны, как отдельные заведения — «Балканский полуостров», «Кавказ», «Париж»…
На углу Б. Садовой и пр.Николаевского распахнул свои двери «ЯрЪ», где посетителей ждут «свежие доброкачественные продукты. Лучшая кухня, удовлетворяющая самым изысканным вкусам. Стильная отделка, роскошные кабинеты. Предупредительная и вежливая прислуга»
http://donvrem.livejournal.com/206661.htmlКупеческая знать Ростова предпочитает собираться в Коммерческом клубе, который был открыт по инициативе
Байкова в 1860 году на углу Большой Садовой (ныне – сквер перед консерваторией). Чуть позже Коммерческий клуб покупает у города пустошь на восточной окраине Ростова (район сквера 1 Мая) и под руководством питерского архитектора Петерса разбивает здесь сад: озеро с лебедями, сцена, ресторан. «Устроено богато и со вкусом». Ежедневно в летний сезон – с 1 мая до 1 сентября – в саду играет симфонический оркестр». На крыше пристройки к главному зданию – комфортабельное летнее кафе.
Со временем купеческую знать в Коммерческом клубе разбавят представители малого бизнеса – мещане и разночинцы.
В 1882 году газета «Приазовский край» сообщит под рубрикой «Скандал» о таком казусе: «Благодаря весьма пикантным туалетам двух приезжих дам из Таганрога приняли за артисток и вывели из зала. Дело в том, что артисток постановлено в этом году в клуб не пускать. Ростовский коммерческий клуб, где среди членов есть люди всяких профессий, изгоняет артистов из своей среды!» – негодует репортер.
Рангом ниже считается Клуб приказчиков на ул. Казанской (ныне – пер. Газетный), где днем можно бесплатно побывать в библиотеке, а вечером – провести досуг за 55 коп. Кстати, о заработках: извозчик в Ростове зарабатывал от 1 (летом) до 2 руб. в сутки.
Для самых простецких посетителей открыт Ростовский общественный клуб. О его нравах рассказывает газетный «Фельетон-крошка»: «Покорнейше просят господ членов клуба и гостей не разливать по полу пива и вина, напившись, во время танцев сюртуков и жилетов не снимать, а в случае завязавшейся драки новых стульев не ломать и пользоваться уже изломанными, которые хранятся за печкой».
http://donvrem.livejournal.com/206875.htmlК 1913 году клубная жизнь в Ростове станет более разнообразной. В районе станицы Гниловской открыт Азовский Донской яхт-клуб, в Думском проезде – Ростовский клуб «Лаун-теннис». На улице Дмитровской (ныне Шаумяна) действует Ростовский женский клуб. Самое богатое заведение — Ростовский коммерческий клуб – накануне первой мировой войны выстроит собственное 4-этажное здание (ныне Дом офицеров).
В те годы, при А. М. Байкове, самым многочисленным сословием в Ростове становятся представители малого бизнеса – мещане. Как с уважением отмечал «Одесский вестник», «мещане Ростова глядят хозяевами города».
Где же в то время перекусить было деловому человеку средней руки?
Популярностью пользовались «Ренсковые погреба» – как в те годы на Руси звались заведения питейной торговли. Впрочем, в Ростове название это не особо прижилось. У нас их называли «шашлычные». В те времена их названия были не менее звучными, чем теперь: «Зейтун», «Самсон», «Тифлис»… Многие значились под фамилией владельцев – шашлычные Карапетова, Саакова, Микиртумова…
В 1867 году в Ростове было: 271 питейный дом, 38 харчевен, 2 кондитерских и два буфета. К 1913 году с развитием транспортных артерий на Дону буфетов становится куда больше – на морской пристани и на вокзале, на пароходах «Волга», «Возрождение», «Ейск»… Открываются буфеты на ипподроме, и в театре Асмолова. Для городской бедноты работают две бесплатные столовые и чайная, устроенная при еврейском молитвенном доме, где даровым чаем пользуется до 900 человек — причем, как пишут в газетах того времени, «две трети из них – русский обычный люд».
Летом, как только на Ростов спускаются сумерки, на Большой Садовой начинаются большие гулянья. Нарядная публика спешит в сад «Палермо» (ныне район гостиницы «Дон-Плаза»), об открытии которого сообщает в 1892 году газета «Приазовский край»: «Ежедневные гулянья при роскошной обстановке и иллюминации. Оркестр бальной музыки. На открытой сцене рассказы из народного быта. В саду прекрасный буфет и кухня. Цены доступные. Принимаются заказы на букеты из собственной оранжереи». Здесь народ потчуют не только угощениями, но и зрелищами. «Артисты выступали интернациональные: от Клары де Воляй, в просторечии Мотьки Таракановой, до француженок из Бордо и немок из Риги», – пишет историк С. Швецов.
Можно, конечно, прокатиться на конке за 1,5 руб. до Нахичевани — там, в пяти верстах от Ростова, есть Армянский сад: «ресторан и небольшой оркестр музыки». Но главное место гуляния ростовцев — Городской сад (ныне парк им. Горького), подаренный городу еще в 1813 году тогдашним главой Я. Ященко.
«Цветники, бассейн с плавающими дикими птицами, кегельбан, молочная, кефирная и кофейная палатки» – такой набор удовольствий ожидал горожан при бесплатном входе. Здесь же размещались и сады Ростовских клубов – общественного и приказчиков, за посещение которых следовало платить 10 коп.
Веселье в тех местах шло с размахом! Не всем это по нраву.
http://donvrem.livejournal.com/207303.html«Часть Садовой – от угла Таганрогского (ныне пр. Будённого) до Соборного занята безобразнейшими балаганами, именуемыми «армянскими лавочками»». На площади позади этих лавочек – балаганы музея и цирка. На площади Городского сада – два клуба с музыками по вечерам и кухнями и кабачок с музыкой, хорами, буфетом и тоже кухней. На этом небольшом пятачке топчется по вечерам население 15 фабрик и заводов, да тысяч несколько интеллигенции. И все это галдит, шумит, танцует, пьет, безобразничает…», – свидетельствовал репортёр под псевдонимом Заноза.
Изысканная публика проводила свой досуг в заведениях одного из известнейших рестораторов того времени К.В. Чарахчианца. В трёхэтажном здании, где сейчас размещается Ростовская областная филармония, находилось его знаменитое кафе-театр «Марс». Пожалуй, ему удалось создать первый в Ростове кафе-ресторан на парижский манер – соединить под одной крышей продажу вина, кофе, кондитерских изделий, разного рода закусок a la fourchette, чтение газет и журналов, выступление артистов во время ужинов.
Кстати, концертные программки он печатал на бумажных салфетках. Изготавливал Чарахчианц в великом множестве и живописные открытки с рекламой своего заведения. В 1907 году на него было совершено вооружённое нападение, как сообщала столичная газета «Русское слово». Нападавший хотел совершить «экспроприацию» в пользу одной политической организации. В 1910 году К. В. Чарахчианц отошел от дел и сдал кафе-театр «Марс» в аренду «Обществу трудовых татар».
Чарахчианцу принадлежала кондитерская «Ампир» на Б. Садовой (ныне здание ДК «Досуг»), внутреннему убранству которой и богатству угощений могли бы позавидовать и столичные заведения. Здесь же был открыт один из первых кинотеатров в Ростове «Солей» – электробиограф, как говорили тогда.
После революции 1905 г. в России открылось «Общество взаимопомощи владельцев заведений трактирного промысла». И ростовские рестораторы стали по праву признанными «авторитетами».
http://donvrem.livejournal.com/207414.html