В этом посту, я отойду от автомобильной темы и расскажу о двухколесных аппаратах.
Помните, раньше были дырчики? Веломопед. Дедушки-пенсионеры на них ездили. На рыбалку, с сачком и удочками, размерами больше дырчика. Вот, о них и пойдет речь в сегодняшнем выпуске. Это Рига-13, самый массовый мопед времен СССР. Он производился на заводе рижском мотозаводе «Саркана звайгзне» (в переводе с латышского «Красная звезда») с 1983 по 1998 год. Потом завод закончился. Интересен мотор этого мопеда. Про мотор расскажу в конце поста. Пост большой, фото без качества, извините. Не особо думал о хорошей фиксации.
Синий попал ко мне случайно, за бутылку водки. Валялся у знакомых в гараже. Был не на ходу, без половины деталей. Я его перебрал практически весь. Полностью восстановил педальный привод. Прошлое лето он меня радовал, сейчас отправляется на замену сальника коленвала, установку нового магнето, катушки и проводки.
В процессе ремонта я выяснил, что запчасти на эти агрегаты вполне продаются. Большую часть заказал через интернет. В интернет-лабазах запчасти стоят копейки. Барыги на Алмазе вообще без стыда и совести, цены невероятные. Но не суть.
Запчасти я искал всеми доступными способами. Увидел объявление на авито, там мужик, лет 65 с кучей техники. Мотороллер, ещё мопед. Говорит, нафиг оно ему уже не нужно, сыну тоже. Мопед почти не ездил, он его купил, потому что в магазин выбросили дефицит. На покрышках пупырышки остались. Но он много лет валялся в гараже. На фото он намного лучше чем в жизни. Облезла краска, поржавели крылья и защита цепи. Ржа на ободах проступила. Но видно по мотору и всем частям, что он не ездил. Нет выработки на звездочках, не стертые педали, прокладки родные на моторе. Не отломан кусок картера(болезнь этих моторов) Весь педальный механизм как новый, всё целое. Подножка в идеале. Свет, проводка, переключатель, всё есть. Ручка газа, как всегда заевшая. Забрал его за 1200 рублей на запчасти.
Начал разбираться с ним, заменил кусок проводки и мопед заработал! Да хорошо заработал.
И прекрасно поехал.
Возникла забавная ситуация. Появилось 2 живых мопеда. И желание сделать оба. Я решил сначала сделать зеленый. Фото плохо отображают степень говна, в котором был мопед. Разобрал его полностью, отдал в пескоструйку. Хотел покрасить в мастерской, отказались все. Начиная от этой велофигни хипстерской на Суворова, заканчивая Любым Ашотом. Причем Ашоты мне понятны больше чем хипсторы. Ашоты говорили «жыгули пщик-пщик и все, а тут работать надо», а хипстеры говорили «у нас дорого», озвучить цену не могли и мямлили про много работы и идите в автомастерскую. Пришлось самому. Хотелось чего-нибудь радостного, поэтому мопед стал оранжевым. Всплыла интересная вещь. Мопеды разные. Хоть и оба Рига-13. Один 80х годов, другой 90. Разные крылья и тд. И очень сильно видна деградация производства. Чем ближе к нашему времени, тем хуже качество сварочных швов.
Скажу сразу. Ездить на них не очень, в современном мире. Они медленные, газ можно только сбросить. Вибрация довольно сильна. Со скутерами сравнивать нет смысла вообще никакого. Чисто штука для фана, прокатиться в летним вечером.
Вот такие дырчики есть в нашем городе.
Ну и пара бонусов.
Мотор:
Этот мотор придумал сельский конструктор-самоучка Филипп Александрович Прибылой, затратив на работу около 10 лет. Первый прототип он сделал в 1935-1937 годах. Мотор имел много недостатков. Война помешала довести его до ума. В 1953 году Филиппа Александровича взяли на работу в КБ Харьковского велозавода, где он завершил разработку мотора. С 1956 года двигатель его конструкции начали серийно производить на Ленинградском заводе «Красный октябрь». Д-4 и его последующие модификации устанавливали не только на велосипеды, но и на легкие мопеды Рижского, Львовского,
Минского и Пензенского заводов. По данным «Красного октября», за все время производства было изготовлено около 11 млн этих велодвигателей. Существует даже мотопомпа Водолей МН-1. Объём двигателя 45 кубиков, мощность 1-1,3 лошади, в зависимости от модификации. Производится модернизованная «дэшка» и сейчас, правда не у нас, а в Китае. Более того, китайский вариант творения Прибылого с успехом экспортируют в Западную Европу, США и к нам, в Россию. Мотор продаётся вместе с баком, тросиками, ручкой газа, цепью и звёздочками. При наличии немного прямых рук, устанавливается практически на любой велосипед. Цена комплекта от 4200 рублей.
Вот так выглядит мой мотор. Это Д-8. Середина 80х годов.
Мотор очень прост, разбирается на коленке, если он внезапно заглох, то на мой взгляд 2 проблемы. Или нечему гореть, или нечем поджигать.
И вот такая штука ко мне приблудилась. Это Рига-Гауя. Выпускалась с 1960 по 1962 год. В говне очень сильном. Пока ничего с ней не делал.