Немногие из ростовчан там были, наверное. Но вот одному путешественнику удалось проникнуть в святая святых и тайком сделать фоторепортаж :)
Путешествуя по миру, я частенько обращаю внимание на различные культовые сооружения: церкви, мечети или синагоги авраамических религий, ковилы индуистов, буддийские дацаны, а также многочисленные святилища традиционных верований. Как правило, здания подобного рода расположены в
"местах силы" - особых точках на поверхности Земли. По большей части это касается и так называемых
"новоделов". Здесь стоит учитывать, что все религии распространялись по местам
"намоленным дикими язычниками" и возводили храмы на узловых точках
"доброкачественных" патогенных зон.
Оказавшись в Донской столице в одно время вместе с небезызвестным
Сергеем Новиковым, я зело обрадовался возможности совершить небольшую фотопрогулку по "Солдатской слободе" - самобытной части "старого города", лежащей в границах нынешних Буденновского и Ворошиловского проспектов и улиц: Б. Садовая и Набережная.
Историческая застройка мегаполиса - тема для большого отдельного разговора, возможно, также имеющего отношение к
"сакральной акупунктуре" Ростова, однако в настоящий момент речь пойдёт о
"Солдатской синагоге" - духовном центре еврейской общины города.
Сооружение неопределённого архитектурного стиля выдаёт своё предназначение тремя маковками с позолоченной шестиконечной звездой и табличкой у входа.Несмотря на
"новогодние каникулы" нам удалось достучаться до охранника, который любезно разрешил путешественникам войти и осмотреть пустующее здание. Правда, пустили нас только в молельный зал первого этажа. Верхний этаж (как и в мечетях), считается
"женским" и проникнуть туда не удалось.
Внешний облик синагоги, равно как и её внутреннее убранство - результат реставрации 2005 года. Средства выделил ростовский олигарх Мишиев и вскоре синагогу восстановили в
"дореволюционной" версии. Была воссоздана ручная роспись потолка, обновлён алтарь, приведён в порядок фасад, а само здание увенчано чёрными куполами со звездой Маген Давида.
Синагога прозвана "Солдатской" по причине географического расположения, в одноимённой слободе селились в основном служивые из крепости Дмитрия Ростовского, которую упразднили в XIX веке.Для иудея войти сюда с непокрытой головой – такой же грех, как прелюбодеяние.Символика и эмблематика потолочной росписи представляет собой традиционный "небесный свод" и называется "ракия".Из-за сложившихся исторических условий (гонения и погромы), здания синагоги как правило, ничем не выделяются в ряду соседствующих, а сакральность бейт-кнессета создаётся самой общиной и молитвенным кворумом в 10 человек. И всё-таки священное место или вернее
"Священный Шкаф" (иногда, как и в нашем случае - это ниша в стене) имеется в каждом
"молитвенном доме" евреев. Туда помещается
"Свиток Торы", а всё вместе это символизирует
"Ковчег Завета" и хранящиеся в нём
"Скрижали Свидетельства". Оные представляли собой две каменные плиты, где были высечены Десять заповедей
Сефер Торы или Пятикнижия Моисеева. Последнее являет собой
"Ветхий Завет" христианской Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.
В первую очередь синагога предназначена для собраний, на что и указывает перевод греческого слова synagoge (собирать вместе). По словам охранника (он не должен быть ни евреем, ни иудеем), синагогальные ритуалы проводятся в субботу, понедельник и четверг, а также в праздники и доступны всем желающим, вне зависимости от конфессиональной принадлежности. Единственное условие посещения - внутренняя и внешняя чистота.
Главный фасад "Солдатской синагоги", согласно общепринятым канонам, обращён в сторону Иерусалима. Эстетическая выразительность синагоги недурно вписана в окружающий ландшафт "Солдатской слободы".В конце концов охранник, видимо, устав от расспросов, предложил нам прийти в один из урочных дней и тут же распрощался, проводив нас к выходу. Одухотворённые, мы покинули заповедный объект и направились к близлежащей церкви старообрядцев, но это уже совсем другая история...