... "записки уезжантов, в-командировку-приезжантов и мимопроезжантов о Ростове".
Утянуто с просторов ВК.
Напишу всё же коротко про Ростов. Ростов-на-Дону это такой южный региональный центр, севернее Северного Кавказа, южнее остальной европейской части России. Восточнее Луганска с Донецком, западнее Астрахани и Калмыкии. Я отсюда родом.
Это степной город, здесь жуткие ветра. Летом здесь пыльные ветра, осенью и зимой — пронизывающие. Даже плюсодин или плюспять тут невыносимы, потому что ветер проникает через несколько слоев одежды. Говорят, что Питер ветреный. Что ветер с залива как-то там пронизывает. Так вот: Питер — тихий и влажный, а ветреный — Ростов.
Ростов — купеческий город, порт пяти морей. Он вырос на границе с иноверской Турцией (Азов был турецким городом до 1774), на востоке паслись языческие стада диких калмыков, на юге — яростные чечены и горные козлы — потому-то, видимо, улицы в центре такие узкие: настороженность засела в гены ростовских купцов, они покрепче прижимались друг к другу, чтобы защитить свои пряничные домики с лепниной, своё замечательное южнорусское барокко. Сейчас в центре города жуткие пробки. Узкие улицы, пробки и пряничные домики. В Ростове только и смотреть, что на дореволюционные дома богатых купцов.
Впрочем, нет. Здесь живописная рванина и трущобы. Ростов гордится своим криминальным лицом. "Одесса-мама, Ростов-папа" — это оттого, что оба города южные, и оба — рай для босяков, рвани и криминальщины. Центральный рынок и Собор на площади, ближние к Дону улицы, идущие под откос, к берегу — здесь почти Хитровка. Ростовский криминал 90-х живописал Даниил Корецкий в "Антикиллере". Потом по книжке сняли фильм с Гошей Куценко, даже два. Я книжку читала и вам советую, она захватывающая. Корецкий как Минаев, только один — про гламур, а другой про криминал.
В Ростове нет метро, но много людей и машин. Это последний в списке миллионников город, которому не досталось метро. Есть легенды про то, почему именно не досталось, но долго писать. Итог же такой: Ростов можно назвать милым только пока вы не очутились в общественном транспорте. Наземный общественный транспорт здесь грязен, вонюч, двигается какими-то редкими нервными рывками, а в час пик не двигается вообще. После города с метрополитеном это разительный контраст.
Уха, раки, вяленый лещ — донской колорит. Донские казаки с недавних пор в тренде. В современном Ростове осталось много провинциальной милоты, эдакого арт-наива. Бабушки до сих пор продают семечки по стаканам. Заведения с названиями "кондитерская bread пит" или магазин мужской одежды "my шик" на одной из центральных улиц. В "Золотом колосе" эклеры за 9'90. "Золотой колос" — стародревняя ростовская кондитерская фабрика с сетью кафе по всеми городу. Кафе простенькие: дешевые круглые столики и железные стулья с витыми ножками. Но "посидеть на 10 рублей" здесь вполне реально, как видите.
Пожалуй, всё. Я скоро уеду обратно в Питер, Питер мне нравится сильней. Эклеры за 9'90 развлекают разве что первые 15 минут. Потом становится томительно, промозгло и нервно. Как вы живете с этим транспортом? — я ума не приложу. Улицы такие же, что и в детстве, а машин в 100 раз больше. Бедные мои ((
(с) Марина Броневич
Может, у кого бомбанет, а по-моему, жизненно и по-доброму. А?