Русский музей в Санкт-Петербурге - обязательное место для посещения каждым русским человеком, считающим себя хоть сколько-то образованным. Наравне с Третьяковской галереей это величайшая энциклопедия отечественного искусства.
1. Русский музей создан в 1895 году по указу императора Николая II в здании «Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом».
2. Сам дворец был построен в 1819-1826 годах для князя Михаила Павловича, младшего брата императоров Александра I и Николая I.
3. Архитектором выступил знаменитый Карл Росси.
4. Первоначальная коллекция была основана на произведениях, поступивших к 1898 году из Академии Художеств (122 картины), Эрмитажа (80 картин), Зимнего дворца, пригородных дворцов — Гатчинского и Александровского (95 картин), а также приобретенных в частных коллекциях.
5. К открытию Русского музея в собрании имелось 445 картин, 111 скульптур, 981 рисунок, гравюра и акварель, а также около 5 тысяч памятников старины: икон и изделий древнерусского декоративно-прикладного искусства.
6. В 1941 году большую часть коллекции эвакуировали в Пермь, остальное сняли с экспозиции, запаковали и укрыли в подвалах здания. За время Великой Отечественной войны ни один музейный экспонат не пострадал.
7. В конце XX - начале XXI века в состав Русского музея были включены Летний сад с 92 мраморными скульптурами зданиями, Михайловский (Инженерный) замок, Мраморный дворец, Строгановский дворец, Домик Петра I.
8. Интерьеры дворца поражают не меньше, чем заключённые в нём коллекции.
9.
10.
11. Стены украшены великолепными европейскими гобеленами.
12.
13.
14. На лестнице выставлена пара скульптур без подписей.
15.
16. В разделе древнерусского искусства широко представлены иконы XII–XV веков.
17. Это произведения Андрея Рублёва, Дионисия, Симона Ушакова и других мастеров.
18. Древнейшая из икон в коллекции — «Ангел Златые власы», датируется второй половиной XII века. Большинство специалистов относят её к новгородской школе иконописи.
19. Наиболее полной является коллекция произведений изобразительного искусства XVIII — первой половины XIX веков.
20. Три эскиза и многочисленные этюды к картине Александра Иванова «Явление Христа народу».
21. Эпическое полотно размером 5,4 на 7,5 метров создавалось Ивановым в течение 20 лет, с 1837 по 1857 год. Сейчас оно выставлено в Третьяковской галерее, этюды и эскизы - в Русском музее.
22. Также в зале представлена скульптура в античном стиле.
23.
24. Карл Брюллов, портрет архитектора Константина Тона, автора храма Христа Спасителя.
25. «Христос и грешница», Василий Поленов, 1888 год.
26. Она написана под влиянием уже упомянутой «Явление Христа народу».
27. На картине автор стремился рассказать библейскую притчу «кто из вас без греха, первый брось в нее камень» как реальное историческое событие.
28. Картина экспонировалась на XV Передвижной выставке в Петербурге и в Москве, где была куплена Александром III для своей коллекции.
29. Фрагмент картины «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине», Г.И. Семирадский,1889 год.
30. К русской исторической серии относятся произведения по сказкам. М.А. Врубель, «Богатырь», 1898-1899 годы.
31. Тоже Врубель, блюдо «Садко», 1899-1900 годы.
32. Тот самый камень с надписью с картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье», 1882 год.
33. Майоликовый камин «Вольга и Микула» из дома Бажанова. Выполнен по эскизам всё того же Врубеля.
34. Позитивные корабли с картины Николая Рериха «Славяне на Днепре».
35. Леонид Позен, «Скиф», 1889-1890 годы.
36. А.Л. Обер, «Тигр и Сипай».
37. Немало картин изображают природу. «Волна» Ивана Айвазовского.
38. Прекрасное в своей минималистичности «Озеро» Исаака Левитана.
39. Гений пейзажа Архип Куинджи, «Радуга», 1900-1905 годы.
40. «Мордвиновские дубы» Ивана Шишкина.
41. Его же «Ручей в берёзовом лесу».
42. А вот и сам Иван Иванович, портрет работы Ивана Крамского, 1880 год.
43. Илья Репин, «Белорус», 1892 год.
44. Коллекцию живописи с русским национальным колоритом открывает Борис Кустодиев. «Купчиха за чаем», написанная напоследок, лишь в 1918 году.
45. На заднем плане - патриархальная Россия.
46. Ф. Малявин, «Две девки», 1910 год.
47. «Весенний солнечный день» Константина Юона — картина светлая по настроению, по ней хорошо писать сочинения.
48. Похожая картина Бориса Кустодиева — «Масленица».
49. Портрет Фёдора Шаляпина в аналогичном стиле написан Кустодиевым в 1921 году.
50. Фон для великого артиста.
51. Другой портрет Шаляпина, выполненный в 1911 году К.А. Коровиным, наполнен светом и лёгкостью довоенной жизни.
52. Растиражированная по миллионам советских кухонь картина Василия Перова «Охотники на привале» была написана в 1871 году. По узнаваемости может сравниться с «Неизвестной» Ивана Крамского.
53. Часть ещё одного знаменитого полотна — «Взятие снежного городка», Василий Суриков, 1891 год.
54. А это ещё одна картина, знакомая каждому с детства.
55. «Бурлаки на Волге» написана Ильёй Репиным в 1870-1873 годах.
56. Рядом можно увидеть один из эскизов к картине с совершенно иной композицией.
57. На другой его картине - игривый студент. «Приготовление к экзамену», 1864 год.
58. Картину Василия Петрова «Монастырская трапеза» можно рассматривать долго.
59. Она написана в 1865 году и является злой сатирой на духовенство.
60. Важный сановник с чванливой барыней и угодливо склонившийся перед ними батюшка, рассчитывающий на пожертвования для монастыря. Нищенка с голодными детьми безнадежно тянет руку за подаянием. А внизу куда-то лезет поп.
61. Многофигурное полотно К.А. Савицкого «На войну», созданное в 1880-1888 годах, посвящено проводам солдат на русско-турецкую войну.
62. Сейчас бы сказали, «сын-патриот не нашёл поддержки у отца-либерала»?
63. Один из эпизодов той войны изобразил баталист В.В. Верещагин - «Скобелев под Шипкой».
64. Все помнят «Девочку с персиками», стиль Валентина Серова сложно спутать. Эта картина называется «Дети», на ней художник изобразил своих сыновей Сашу и Юру.
65. Слава Серова как портретиста стала для него настоящей кабалой и проклятием. После 1895 года он писал много портретов по заказам буржуазной и аристократической знати. Это портрет Александра III с рапортом в руках, 1900 год.
66. «Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту», 1900 год.
67. В портрете графа Ф.Ф. Сумарокова-Эльстон с собакой (1903 год) Серов сам настоял на изображении любимого пса молодого графа, и тот выглядит на портрете едва ли не значительней своего хозяина.
68. То же с конём на портрете князя Ф.Ф. Юсупова, но тут животное представлено совершенно взбесившимся.
69. Официозное произведение Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея» с этюдами занимает целый зал со световым окном в потолке.
70. В начале XX века сменилась эпоха, на смену реализму пришёл модерн. Портрет поэтессы Анны Ахматовой в стиле кубизма кисти Натан Альтман, 1914 год.
71. Также в начале веке произошёл расцвет театров. А.Н. Бенуа, «Итальянская комедия», 1906 год.
72. Автопортрет В.И. Шухаева в виде Пьеро, 1914 год.
73. Борис Григорьев, портрет Мейерхольда, 1916 год. Позу придумал сам художник. Режиссёр был вынужден долго позировать на цыпочках, поэтому у него такой измождённый вид.
74. К.А. Сомов, «Осмеянный поцелуй», 1908 год.
75. Кузьма Петров-Водкин, автопортрет, 1918 год.
76. Переносимся в искусство советского периода.
77. «Голова крестьянина» авторства того самого Малевича, написанная в 1928-1929 годах, знакома многим по аватарке kashin. Этот стиль называется супранатурализмом.
78. В те же годы написана «Формула весны» авангардиста Павла Филонова.
79. А так Филонов увидел скульптуру на Нарвских воротах. 3 декабря 1941 года художник умер от голода в блокадном Ленинграде.
80. Кукрыниксы, «Бегство фашистов из Новгорода», 1944-1946 годы.
81. Завершает музейную экспозицию поздний соцреализм. Я. Крестовский, «Сборщики», 1975 год.
82. Станция «Площадь революции» на картине Н.И. Нестеровой «Метро», 1980 год.
83. Советские фарфоровые статуэтки.
84. Также в музее представлено несколько сервизов авангардной посуды.
85. Пожалуй, такой стиль мне нравится больше всего. Свежо и необычно.
86. Закончить хотелось бы наиболее понравившимся мне изумительным произведением А.М. Герасимова «Полдень. Тёплый дождь». Написана картина в 1939 году, но как будто для Серебряного века.
87. Сирень на картине проступает в объём толстыми мазками, делая картину живой и рельефной.