Музей политической истории России, о котором я рассказывал в прошлый раз, располагается в довольно примечательном с архитектурной и исторической точки зрения здании - бывшем особняке балерины Матильды Кшесинской. Сюда к ней приезжали великие князья Кирилл Владимирович, Константин Константинович и Андрей Владимирович, а после переворота 1917 года особняк некоторое время служил большевистским штабом, где работали Ленин, Сталин, Зиновьев и др.
1. Особняк построил в 1904-1906 годах архитектор Александром Ивановичем фон Гогеном.
2. Это классический пример северного модерна. Здание асимметрично и представляет собой композицию разновысоких объёмов.
3. В 1913-1914 годах вплотную к особняку гражданский инженер А. И. Клейн поставил пятиэтажный дом Второго Каменноостровского товарищества постоянных квартир со скульптурами на фасаде.
4. Матильда Кшесинская родилась в 1872 году в семье артистов балета Мариинского театра, поляка Феликса Кшесинского и Юлии Доминской. Её сестра Юлия также стала балериной, брат Иосиф - танцовщик и балетмейстер, впоследствии стал заслуженным артистом РСФСР. В 1890 году Матильда окончила Императорское театральное училище, и вслед за сестрой была принята в балетную труппу Мариинского театра.
5. Кшесинская танцевала партии феи Драже в «Щелкунчике», Пахиты в одноимённом балете, Одетты-Одиллии в «Лебедином озере», Никии в «Баядерке», принцессы Авроры в «Спящей красавице». В 1896 получила статус прима-балерины императорских театров. Первой среди русских танцовщиц исполнила на сцене 32 фуэте подряд. В музее представлены подлинные вещи из гардероба танцовщицы.
6. Но больше всего была знаменита Кшесинская своими отношениями с членами царской семьи. В 1892-1894 годах она «выполняла роль» любовницы цесаревича Николая (будущего Николая II), чтобы отвлечь его от принцессы Алисы. Безуспешно. Позже она сожительствовала с Сергеем Михайловичем, в 1902 году у них родился сын Владимир. Позже привязанность к балерине сослужила князю дурную службу: в 1918 году был схвачен в Петрограде большевиками, выслан в Алапаевск, где сброшен в шахту с другими Романовыми. Он погиб с зажатым в руке золотым медальоном с портретом Матильды и надписью «Маля».
7. Летом 1917 года Кшесинская с сыном навсегда уехала из Петрограда. В 1921 году в Ницце она вышла замуж за князя Андрея Владимировича. Скончалась она лишь в 1971 году, не дожив несколько месяцев до своего столетия. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в одной могиле с мужем и сыном. На памятнике эпитафия: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская».
8. До сегодняшнего дня частично уцелели интерьеры особняка, например, великолепная мраморная лестница. Во времена Кшесинской по ней ходили Фёдор Шаляпин, Анна Павлова, Сергей Дягилев и многие другие выдающиеся деятели российской культуры начала XX века.
9. Интерьеры в стиле модерн были частично восстановлены в 1980-е годы.
10. В вестибюле сохранилась оригинальная люстра-медуза.
11. Часть залов стоит пустыми.
12. Главное помещение особняка - Белый зал, где балерина устраивала приемы.
13. Зал выполнен в стиле классицизма с элементами русского ампира.
14. Сейчас зал сдают в аренду для проведения конференций, семинаров, презентаций, праздников, концертов и пр.
15. Из зала можно пройти в зимний сад с огромными окнами.
16. В дни Февральской революции особняк заняли солдаты Петроградского бронедивизиона, внутри разместился ряд революционных организаций. Здесь образовался один из главных центров тогдашней политической жизни.
17. Здесь работали видные деятели партии большевиков: лидер партии В. И. Ленин, члены ЦК И. В. Сталин, Г. Е. Зиновьев и др.
18. В ходе июльского кризиса 1917 года большевистские организации были принуждены покинуть особняк, и в нем разместились войска Временного правительства.
19. Двери, рамы, изящные балконные решётки помнят о многочисленных демонстрациях под кумачовыми транспарантами внизу, на Кронверкском проспекте.
20. В особняке сохранена обстановка первого после революции кабинета В. И. Ленина.
21. Напоследок - фото из особняка лесопромышленника В. Э. Бранта, с 1957 года объединённого с особняком Кшесинской в единый комплекс. В особняке сохранилась кроме всего прочего великолепная дубовая лестница с витражами.