Александровский дворец в Царском Селе был построен по приказу Екатерины Великой в 1792-1796 годах для любимого внука, Александра Павловича. Ставший последствии императором Александр предпочитал останавливаться в Большом Царскосельском дворце, зато его младший брат Николай уделял много внимания обустройству Александровского дворца. Позже дворец стал великокняжеской резиденцией князя Александра Александровича, но после коронации тот переехал в Гатчину. В 1904 года в Александровский дворец перебрался с семьёй Николай II. После 1918 года дворец успел послужить музеем, домом отдыха сотрудников НКВД, детским приютом имени Юных Коммунаров, немецким штабом, гестапо с тюрьмой, депозитарием Института русской литературы и военно-морским училищем. Сейчас это снова музей, идёт восстановление исторических интерьеров.
1. Архитектурный проект Александровского дворца принадлежит знаменитому итальянскому архитектору Д. Кваренги. Работы велись под наблюдением зодчего П. В. Неелова.
2. В 2010 году были открыты для осмотра три парадных зала. Первый из них - Мраморная гостиная.
3. Иногда её именовали Бильярдным залом, так как в 1832 году по указанию Николая I в ней был поставлен большой бильярд и малый бильярд «бики».
4. Зал обставлен гарнитуром золоченой мебели, га полу расстелена шкура тигра.
5.
6. Гостиная украшена зеркалами и золочёными консолями с мраморными вазами и стеклянными светильниками.
7.
8.
9. Следующее помещение - Полукруглый зал. Здесь при Николае II на Рождество зажигалась ёлка для лиц ближайшей свиты и офицеров частей, находящихся на службе по охране.
10. Золочёная мебель, мраморные камины, зеркала были подобраны Кваренги с большим вкусом.
11. Следующий зал - Портретный. Николай I одним из первых императоров стал размещать в дворцовых залах собственные портреты и изображения членов семьи. Здесь находилась одна из лучших живописных серий, созданная по заказу императора немецким художником Ф. Крюгером.
12. Также в зале выставлены два стеклянных пасхальных яйца.
13. Внутри одного из них изображён Александровский дворец.
14. Дальше лежат три не восстановленных зала.
15. Здесь можно увидеть старую отделку, вскрытую реставраторами из-под слоёв советской краски.
16. Побитый временем камин.
17. В восточном крыле расположены жилые комнаты последней царской семьи.
18. Первая из них - Угловая гостиная Александры Фёдоровны.
19. На стене - портрет императрицы.
20. Также в зале висит картина с изображением казачьего войска.
21. Дальше начинается ряд комнат, внутреннее убранство которых было полностью утрачено. В них по одной стене размещены огромные фотографии прежних интерьеров. На их фоне размещены уцелевшие детали. Так выглядит бывший Сиреневый кабинет.
22. А здесь находилась Кленовая гостиная императрицы, отделанная фирмой Ф. Мельцера в 1903-1906 годах. Уцелели лишь некоторые предметы мебели.
23.
24. Шкафы из царской библиотеки.
25.
26. Сильнее всего поражает спальня императрицы. Стена над кроватью плотно завешана иконами, согласно чтимой Николаем II древнерусской традиции.
27. На воспроизведённой фотографии 1941 года видно. что раньше икон было в два раза больше.
28. Картина Г. Н. Горелова «Феодоровский собор в Царском Селе».
29. В когда-то служебных Гардеробной и Камердинерских сохранился ясеневый шкаф, в котором хранятся вещи из гардероба последнего русского царя: мундиры гвардейских и армейских полков, шинель, бурка, оленья доха, в которой император ездил на охоту. Особым экспонатом является красная форма полковника Лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка (в шкафу слева). Император на венчании был одет именно в этот мундир.
30. Мундир полковника Фарнезского Уланского 5-го полка, офицерский мундир Сербской армии, мундир 5-го Румынского Рошфорского Гусарского полка, принадлежавшие Николаю II.
31.
32. Также в залах выставлены уцелевшие предметы и личные вещи царской семьи.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39. В конце анфилады - два полностью восстановленных интерьера. Первый - обшитая дубовыми панелями Приёмная Николая II.
40. Камин сохранился ещё со времён до перестройки, осуществленной Р. Ф. Мельцером в 1896-1898 годах, когда здесь располагалась Столовая.
41. Второй интерьер - Парадный (Новый) кабинет Николая II. Здесь в период его царствования проходили заседания Совета министров, представления депутаций и комиссий. За этим столом император играл в бильярд с великими князьями и офицерами свиты. С началом Первой Мировой войны на нём раскладывали карты Генштаба.
42. Отделка и мебель для кабинета были созданы в 1903-1906 годах по проекту придворного архитектора Р. Ф. Мельцера. До наших дней от первоначального убранства сохранились панели, камины, антресоль с колоннами, обшивка потолка из красного дерева, а также портреты, фотографии, фарфоровые изделия и книги.
43. Книжные шкафы, угловой диван, письменный стол, бра и люстры воссозданы по обмерам и историческим фотографиям в 1997 году.
44. Антресоль с колоннами полированного мрамора соединялась переходом над коридором с Кленовой гостиной Александры Федоровны, которая могла тайно присутствовать при совещаниях императора. Как и прошлый президент России, последний император увлекался фотографией.
45. Но самые трогательные экспонаты дворца связаны с детьми Николая II. Вот детали интерьера комнаты цесаевича: угловой шкаф, диванчик, ковёр, игрушечная лошадка, иллюстрации Билибина на стене.
46.
47. Расписание занятий на 1916-1917 годы.
48. Немецкие фарфоровые куклы.
49. Ярмарочный гиньоль.
50.
51. Наряд ослика, катавшего Алексея.
52. Мягкие игрушки.
53.
54.
55. Костюмы цесаревича.
56. Платья княжон.
57.
58.
59. В этом дворце семья Николая II встретила Февральскую революцию, отсюда 1 августа 1917 года они отправились в свой последний путь на Урал. Во дворце остались их призраки-костюмы, рядом с которыми всегда стоят живые цветы.
Источник: http://www.tzar.ru/museums/palaces/alex_ander" target="_blank">сайт музея-заповедника «Царское Село»