Сегодняшний закат на Измайловском проспекте (в том качестве, что позволяет мой телефон). Красота продолжалась около получаса. Сподвигла меня разузнать побольше об Измайловском соборе.
Название собораИзмайловским назван по полку лейб-гвардии, размещавшемся в этом районе. Первоначальным полковым храмом был деревянный храм, возведённый ближе к устью реки Фонтанки. Он был возведён в 1733 году, вскоре после прибытия полка в Петербург. Затем Измайловский полк переместился выше по течению и в 1756 году на месте нынешнего собора освятили возведённый там новый деревянный храм. Этот храм строили два года, нынешний же собор строили 7 лет, с 1828 по 1835 год. Архитектор Стасов родился в 1769 году, памятник ему (установленный в год двухсотлетия рождения, в 1969) стоит тут же возле собора.
Звёзды на куполахЗолотые звёзды на голубых куполах в проекте появились по указанию императора Николая I, в 1826 году. Звёзды шестиконечные. Каждая как бы состоит из двух равносторонних треугольников, один указывает вниз, а другой наверх. Как
говорят неакадемические источники, это символ Христа, в котором соединилась божественная и человеческая природа.
Памятник «Воинской Славы» перед соборомНа вершине колонны, по-моему, древнегреческая богиня Нике с венцом в руке. Это символ победы, в Древнем Риме её называли Викторией. По более серьёзному источнику (
ссылка) на вершине колонны находится сама Слава.
Памятник воздвигнут в 1886 году в честь победы в русско-турецкой войне 1877-1878 годов, в которой сражался и Измайловский лейб-гвардейский полк. Сама колонна, высотой около 30 метров, составлена из 140 стволов турецких пушек, отбитых в ходе этой войны. Ещё десять пушек с запаянными стволами до сих пор стоят на лафетах вокруг памятника. Калибр у них, на мой взгляд, около трёх дюймов, лёгкие такие пушечки.
Часовня на противоположном от собора углу проспектаЧасовня заложена в память о спасении императора Александра III в крушении поезда. Оно произошло в 1888 году в результате превышения допустимой для поездного состава скорости. Среди железнодорожников есть мнение, что такое пренебрежение к правилам развилось после передачи Александром-же всех железных дорог из собственности государства в частную собственность. После крушения, в котором император держал обвалившуюся крышу для спасения своей семьи, политика в отношении собственности на железные дороги была пересмотрена. Только недавно Российские железные дороги опять превратились в набор отдельных предприятий.
Вот так я чуть больше узнал о своём городском окружении и так я ещё раз убедился, как много мне,
малокультурному, можно узнать интересного про Петербург, если даже мимолётное копание в интернете даёт плоды. Архитектурных памятников и скульптур тут настолько много, что в школах преподают МХК — Мировую художественную культуру. Много можно узнать — и это хорошо, это не путь в тупик. «Чем больше вы знаете, тем больше вам предстоит узнать», как написано на
непамятнике сантехнику в Кемерово.