Практически в самом начале улицы Чайковского, ближе к р. Фонтанке, вторым домом по четной стороне значится невысокий особнячок. Дом стоит аккурат на углу ул. Чайковского и ул. Гагаринской. Строение на первый взгляд кажется совершенно невзрачным: маленькое – всего три этажа, один из которых цокольный, против рядом стоящих суровых пятиэтажек. Впрочем, на невзрачность можно попенять, пожалуй, разве что ввиду размера да фасадной обшарпанности. Однако стоит только забыть бессмысленно глазеть по сторонам и уделить дому чуть больше внимания, нежели ему достается обыкновенно, как мысли о невзрачности испаряются сами собой.
На сегодняшний момент дом находится под охраной, будучи памятником архитектуры. И неспроста. Именно это здание считается самым старым на ул. Чайковского (бывшей ул. Сергиевской). В отличие от большинства домов Петербурга, этот трехэтажный особняк на ул. Чайковского не перестраивался, и свой первоначальный внешний облик сохранил вплоть до настоящего времени.
В 1764 году находившийся на этом месте двор секретаря Басилеева Ивана Яковлевича купил священник лейб-гвардии Конного полка Навроцкий Степан Константинович. Выстроенный им каменный дом после Степана Константиновича унаследовал его сын Петр Навроцкий. В 1783 году он продал дом жене петербургского купца Нефедкова Ивана Петровича Меланье Селиверстовой. В 1806 году дом принадлежал наследникам купца Нефедкова. В 1809 году в адресной книге Петербурга владельцем дома указан коллежский асессор Марков Самсон. Однако уже спустя два года новыми владельцами дома значились купец Гребелкин Василий Петрович и его жена Татьяна Ивановна.
На сегодняшний день за зданием закрепилось название «дом Кокошкина», что, однако, не совсем верно. В действительности дом следует считать «домом Гребелкина». В настоящий момент доподлинно неизвестно, кто был автором проекта дома, однако о времени постройки здания свидетельствует найденная в архиве запись 1811 года, согласно которой именно купец Гребелкин просил разрешения вновь выстроить на этом участке жилой дом – тот самый, что мы имеем счастье наблюдать и по сей день.
Дом по ул. Чайковского выстроен в стиле классицизм. Внимание привлекает, прежде всего, оформление угловой части, что подчеркивает месторасположение дома. Что характерно, в проекте фасадного угла отсутствует симметрия, и это отлично видно, если подойти к дому почти вплотную и взглянуть вверх на край крыши угловой части. С иной точки обзора, более привычной глазу (проще говоря, со стороны), эта асимметрия угла уже незаметна.
2.
Угловая часть фасада декорирована четырьмя колоннами коринфского ордера, «вырастающими» с балкона и поддерживающими чуть выступающий край крыши. В виде полукруга в угловой части также выполнен узенький балкон с изящной кованой решеткой перил. Ввиду невысокой этажности здания столь массивный привлекающий внимание балкон выглядит несколько необычно – стоя рядом с домом на улице, до балкона совсем нетрудно дотянуться рукой, причем для этого вовсе необязательно иметь высокий рост.
Еще одной характерной деталью русского классицизма того времени являются наличники окон и лепные панно с акантами и женскими головками над окнами парадного жилого этажа.
Совершенно очевидно, что внутри декорированной угловой части дома размещается парадная лестница. Изнутри здание наверняка перестраивалось, поскольку еще не так давно здесь, но цокольном этаже располагался магазин. Внутри парадная лестница перекрыта куполом и предположительно освещалась сквозь так называемый фонарь в этом куполе. Вероятно, позднее, фонарь был разбит, и купол перекрыли просто деревом. Наблюдать купол можно со двора.
2 марта 1828 года Гребелкина Татьяна Ивановна продала дом жене полковника Кокошкина Сергея Александровича Ольге. Сам Кокошкин был лицом известным в столице. Он дослужился на военной службе до генерала инфантерии. В 1830-х гг. он занимал пост петербургского полицмейстера.
После смерти Кокошкина в 1860-х гг. домом владела жена камергера Бахметова Екатерина Сергеевна. При ней, в 1867 году проводился косметический ремонт фасада – перетяжка штукатурных наличников окон бельэтажа.
В 1871 году с публичных торгов дом перешел в собственность коллежского асессора Поливанова Николая Александровича и его жены Надежды Васильевны. Для них в 1872 году архитектор Занфтлебен А.Ф. построил в правой части типичный жилой дом в пять этажей, составляющий резкий контраст изящному невысокому особняку.
С 1885 года дом принадлежал действительному статскому советнику Трубникову Александру Николаевичу. В собственном доме Трубников занимал две квартиры, остальные же сдавались внаем.
В 1912 году Трубников продал дом дворянину Штраидману Константину Константиновичу.
В 1910-1918 гг. в этом доме имел квартиру тайный советник, член Государственного Совета Зиновьев Александр Дмитриевич.
Согласно данным справочника Петрограда за 1918 год, в доме 4 по ул. Чайковского размещалась районная комендатура 1-го Литейного подрайона. В последствии дом использовался как жилой, и квартиры, подобно многим домам, здесь стали коммунальными. Так, например в 1945-1954 гг. в этом доме, в квартире из семи комнат жил народный художник СССР Непринцев Юрий Михайлович, однако его семья занимала лишь две комнаты.
Несколько лет назад на цокольном этаже, как я уже писала ранее, размещался продуктовый магазин, что нынче закрыт, и сегодня подход к цокольному этажу фасадной части имеет довольно удручающий вид ввиду наличия вездесущего мусора. На дверях красноречивой недвусмысленной укоризной красуются ржавые навесные замки. Двери, надо признать, тоже не первой свежести.
В окнах бельэтажа виднеются вот такие незатейливые изображения.
25.
Пока силилась понять, что же располагается в здании в настоящий момент, выяснила, что на Booking.ru предлагается снять номер именно в этом доме. Путем нехитрых манипуляций можно отыскать даже сайт отеля, который, судя по всему, и располагается в доме. Сайт датирован 2013 годом, а оставленные отзывы называют отель новым. Признаться, меня одолевают смутные сомнения на предмет расчудесности местного сервиса, о коем так складно повествует сайт – вы же видели преддомовую территорию. Сдается мне, уважающий себя отель не допустит гор мусора под дверьми и пластиковых бутылок, воткнутых в элементы фасадного декора.
При написании использовались материалы из книги Л. Бройтман и А. Дубина «Улица Чайковского».