Пожалуй, самым первым, привлекшим мое внимание зданием в районе ст. м. Чернышевская, стал причудливый дом № 24 по Кирочной улице. Полупившийся фасад, затейливые горельефы, общая величественность и статность, а еще мансарды – все это не оставляет равнодушным и неизменно притягивает взгляд. К слову, именно мансарды прежде всего прочего привлекали мое внимание к этому дому. Всякий раз, проходя мимо, я, задрав голову, засматривалась на сказочные окошки, окаймленные бликующей на солнце жестью, и не переставала мечтать однажды там побывать. Посетить тамошнюю мансарду мне до сих пор не довелось, зато посчастливилось пару-тройку раз попасть на чердак (ох, какой там чердак, скажу я вам, – параллельная реальность, а не чердак) и помедитировать на крыше (оная, кстати, ничуть не уступает чердаку, позволяя укрыться от неодобрительных взглядов жильцов и вместе с тем не потерять возможности любоваться сказочными видами гудящего города).
Помимо прелестей поднебесных, не всякому глазу доступных, дом примечателен в целом своей архитектурой, отличающей внутренний двор наличием необычных воздушных галерей, позволяющих перебираться из одного флигеля здания в другой, не выходя при этом на улицу. Попасть в галереи можно единственно возможным способом – через центральную парадную со стороны улицы Кирочной.
4.
5.
Первоначально, в 1844 году на участке современного дома № 24 по Кирочной улице был выстроен дом К.Ф. и Э.К. Гаугеров в классическом стиле. В 1850-х годах участком владел почетный гражднин П.И. Ларионов. Во второй половине XIX века - Н.К. Афанасьева, М.Ф. Мейер, Э.Ф. и Э.Ф. Мейзе. В 1904-1905 годах здание было перестроено по проекту архитектора Б.И. Гиршовича уже в стиле модерн с элементами рококо. Дом был выстроен по заказу инженера путей сообщения Ю.Б. Бака и задумывался как элитное жилье для чиновников царской России. Необычное инженерное решение двора дома в виде двух галерей имело своей целью не только доставить эстетическое наслаждение, но и приносило дополнительный доход: вход в дворовой флигель также осуществлялся через парадный вход, что, в свою очередь, влекло увеличение стоимость аренды квартир, расположенных и в дальнем флигеле.
Интересен и интерьер здания: широкие мраморные лестницы, поддерживаемые кованными перилами, в окнах вставлены витражи, выполненные в свое время торговым домом «М. Франк и К°»,. Цоколь до уровня второго этажа облицован розовым гранитом. Потолки также украшены причудливыми вензелями с ярко выраженными растительными мотивами.
В доходном доме Бака в разное время проживали различные известные люди. Так, например, с 1931 года (в то время Кирочная улица носила имя Салтыкова-Щедрина) здесь проживал друг Сергея Есенина поэт-имажинист Анатолий Мариенгоф. В квартире № 37 он и его супруга-актриса ленинградского БДТ Анна Никритина провели десять лет, причем оригинальная табличка с номером их квартиры сохранилась до сих пор.
В 2001 году доходный дом Бака был включен КГИОПом в «Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».
В настоящее время дом предстает перед глазами, прямо скажем, не в самом радужном свете: порядком облупившаяся штукатурка, сколотая лепнина, ободранные двери и кое-где изуродованные вандалами стены (кстати, сейчас мерзких граффити стало заметно меньше – спасибо жильцам, что неравнодушны к своему дому), слои пыли, застрявшие в вензелях перил, грязные лестницы - грустно. Прежде 15-тикомнатные квартиры в советское время были отданы под коммуналки, что едва ли могло пойти на пользу интерьерам да и в целом сохранению дома в ухоженном состоянии. Обшарпанный фасад, как тень былого великолепия, также настраивает на печальный лад. Здание отчаянно нуждается в ремонте, да лишь бы только ремонт этот не лишил дом той величественной изысканности, что и сейчас с легкостью угадывается буквально в каждой детали.