В конце прошлого года в СМИ Санкт-Петербурга появились публикации о том, что на одном из маршрутов городских троллейбусов появятся автоматы для продажи билетов. Некоторые называли даже конкретный маршрут №8, что ездит по центру города (источник - Балтинфо), другие - ограничивались описанием того, что автоматы будут принимать монеты на сумму в 25 рублей, не будут давать сдачу, а пользоваться ими - максимально просто (источники: росбалт или Metro). Были даже такие издания, чьи штатные писатели возвещали о размерах (ТПП), словно обыватель представляет, что такое "60 см в высоту" на центральной площадке.
Важно другое: общепринятая в 80-х годах прошлого века в Ленинграде система продажи билетов без кондуктора - возвращается. И пусть сейчас автоматы будут не такие как на картинке, но - они будут. Приживутся ли они - вот вопрос?! И - будут ли экономически эффективны?! По-русски говоря: будут ли люди платить за проезд сами?!
Насколько мне известно, планы на эксперимент в городском электрическом транспорте таковы: сначала - установка нескольких автоматов по продаже разовых билетов и их популяризация (отчасти и пост этот является таковой), далее - перевод кондукторов, продающих сейчас билеты, в режим контролеров. Со временем же количество контролеров долно стать меньше, а автоматов - больше и значительно. Но главным в этом вопросе является все то же: будут ли платить сами и - как бороться с "зайцами"?!
Ни для кого не является секретом, что сейчас взимание штрафа за безбилетный проезд контролером - незаконно. Максимум, что он может сделать - выписать квитанцию о штрафе и передать ее безбилетнику. Не так редки в Санкт-Петербурге случаи, кстати, когда за неоплаченный трамвайный штраф людей не выпускали за границу: вот уж и смех, и грех... Но для этого у нарушителя должен быть при себе докумен, удостоверяющий личность. Если нет - его надо доставить в милицию, устанавливать личность и прочее, неприятной ситуации соответствующее. Непредсказуем здесь сюжет: кто-то убегает, кто-то устраивает драку и в милиции потом получает уже совсем за другое правонарушение, кто-то предлагает взятку.
Я промониторил сеть, чтобы посмотреть - как решается проблема с безбилетным проездом на автобусах/трамваях/метро или пригородных электричках в других городах. И вот что удалось найти:
1) В Москве всерьез рассматривают вариант увеличение суммы штрафа с существующей сейчас 1 тысячи рублей, до суммы месячного (2,2 тысячи) или годового (17 тысяч рублей) абонемента (источник - Известия). Мотивируется это тем, что уж за такой куш (и - процент, соответственно) приставы судебные будут работать, а контролеры - ловить. Доропорядочные же граждане предпочтут заплатить и не связываться...
Должен сказать, что если штраф будет в 17 тысяч, то первое о чем будешь думать в транспорте - об оплате проезда. Но есть и минусы: люмпену что 17 тысяч, что сто миллионов - все едино. И эти граждане будут стараться кататься бесплатно... Палка о двух концах, короче.
2) В Калининграде (источник), Новосибирске, Поволжье (источник) и множестве других городов России пошли по другой схеме: не имеющий на руках билета в момент проверки пассажир может приобрести его на месте, но - с доплатой. Которая обусловлена тем, что продажа билета на месте является платной услугой. А уж размер ее в каждом регионе разный: где - 10 рублей, где - 24, а где и все 100 рублей.
Кто-то даже пытался судиться по поводу того, что услуга якобы навязываемая, но - бесполезно. Доподлинно известно, что новосибирский "Экспресс-Пригород" выиграл даже иск прокуратуры по этому поводу. Потому и наценка у них потом составила как раз 100 рублей.
3) В столице нашего иностранного соседа - Хельсинки, продажа билетов в автомате и у водителя тоже отличается стоимостью (источник). Что у них там с контролем - не знаю. Но нарушать в гостях чревато потерей визы.
4) Самый смешной способ борьбы с неплатеами придумали в Тобольске: для креативных пассажиров, пытающихся расплачиваться с кондукторами купюрами в 1000 или 5000 рублей, в расчете на то, что у кондуктора не окажется сдачи, там заранее заготавливают... мешки с мелочью. С 500 рублей пассажир получает сдачу рублями, с тысячи – "двушками", а с 5 тысяч – пятирублевыми монетами.Подарок впечатляет: сдача с 5 тысяч весит около 7 килограммов (источник - Первый канал).
Не думаю, что мешки с мелочью приживутся в Санкт-Петербурге, хотя - почему бы и нет... А вот в то, что за продажу билетов на месте кондуктора могли бы брать наценку - это логично и правильно.