Начиная с 1710 года одним из главных строительных материалов города стали слоистые плитчатые карбонатные осадочные горные породы, добыча которых началась и бурно развилась в окрестностях Санкт-Петербурга. В настоящее время в практике реставрационных работ в городе и пригородах их в целом принято называть «путиловским камнем», «путиловским известняком». Роль этого камня в истории строительства Санкт Петербурга в период 18 - начала 20 веков, и после 1917-го года до настоящего времени трудно переоценить.
Сквозь дорогу проглядывают рельсы узкоколейки. Впереди виднеется небольшая промзона, зажатая между Старым и Новым Ладожскими каналами.
Давно недействующая ветка теряется в лесу, где всё ещё угадывается просека. До Путилово отсюда километров пять.
Переходим Староладожский (Петровский) канал, выкопанный в первой половине 18-го века.
Месторождение известняка у села Путилово (каменоломни на Путиловской горе) было одним из первых в начале строительства Санкт-Петербурга. Каменные блоки подвозились сюда к каналам, откуда на баржах доставлялись в город. В советское время от карьера к пристани была проложена узкоколейная железная дорога. У пристани был построен Плитострогательный завод. Заведовало добычей Войбокальское карьероуправление, затем Мгинское карьероуправление, которое в 1993 году стало фирмой "Кампес" (камень - песок). Узкоколейка прожила до середины 1980-х, когда федеральная трасса "Кола" прошла между путиловскими месторождениями и каналами. Действующие пути остались только у пристани и цеха по переработке камня, где продолжал работать один тепловоз с несколькими платформами.
В середине 2000-х всё оставшееся на берегу хозяйство было ликвидировано. Нам удалось застать останки завода ещё до его окончательной утилизации.
На территории разбросаны железнодорожные платформы разной степени сохранности и стопки каменных блоков. Посередине торчит покосившаяся вышка.
Серп и молот и звезда. На ржавых табличках смутно проглядываются буквы, некоторые из которых можно сложить в слова: мир, труд, братство, равенство. Нечитаемы по всей видимости стали таблички свобода, счастье, всех и народов. Это всё о том, что будет, когда наступит коммунизм.
По всей видимости тут уже начинали расчистку территории, но почему-то приостановили.
Готовая продукция - путиловский камень.
Новоладожский канал, останки причалов.
Идём по путям к цеху.
Ворота. Надёжно заперты.
сквозь дыру:
А вот и тепловоз.
Обходим цех в поисках возможностей попасть внутрь, которые успешно находим.
Занимательная стенка, оклеенная деньгами и алкогольными этикетками.
Сначала возникает ощущение, что тут бесновались подпольные советские миллионеры, но это не так - деньги образца 1991 года (павловская реформа), они стоили в разы меньше.
Бродим в полной темноте по каким-то подсобным помещениям.
Цех. Оборудование для распила камня.
Готовые плиты грузились на платформы и локомотив вытаскивал их на улицу.
ТУ6А-0394. Бал построен примерно в 1975 году Камбарским машиностроительным заводом (это в Удмуртии).
ТУ6 (Тепловоз Узкоколейный шестой тип) производился с 1964 года (с 1973 года как ТУ6А). По сути, он является мотовозом, изготовленным на базе тепловоза ТУ4 путём замены тепловозного дизеля и гидропередачи на дизель с механической коробкой передач от грузовика МАЗ-200. Это самый массовый локомотив на узкоколейных железных дорогах России, выпущено около 4 тысяч штук. Производство было свёрнуто в 1988 году.
Пустовато - видимо многое демонтировано, в частности топливный бак. Зато есть ведро.
Двигатель.
Залезаем в кабину:
Рабочее место.
Разруха полная.
Вот такая история.