Охота издревле составляла одно из любимых занятий русских князей и, можно сказать даже,
была важной частью их деятельности: в древнейшее время на пространстве теперешней России
было так много всяких диких зверей, что борьба с ним и являлась не только удовлетворением
страсти врожденной многим людям, но была важным делом, так как обеспечивала спокойствие жителям,
а при несовершенствах тогдашнего оружия она требовала исключительной храбрости и ловкости.
В. кн. Владимир Мономах (XI в. ) в поучение своим детям вспоминает понесенные им на охотах труды и опасности , каким он не раз подвергался. В летописях упоминания об охотах, „ловах", встречаются очень часто, равно как и в завещаниях князей и в их договорных грамотах. Любил охоту, и отец Иоанна Грозного, и Иоанн Грозный; страсть к соколиной охоте была в те века общераспространенною,
и германские императоры чрезвычайно интересовались получить от московского царя некоторые экземпляры редких ловчих кречетов и соколов, которые добывались с отдаленного севера, с отрогов Уральских гор. Очень любил охоту, особенно соколиную, царь Алексей Михайлович. При нем царская охота приобрела грандиозные размеры. Превосходные птицы считались сотнями, наиболее любимые имели уборы, украшенные золотом и драгоценными камнями; голубей разводили в огромном количестве —говорят, что их было на разных дворах до 100.000 гнезд.
Но мало того: ц. Алексей Михайлович, можно сказать, опоэтизировал охоту. Он установил особые, пышные и изящные, церемонии,которым и сопровождалось назначение на некоторые должности по царской охоте, и издал особое учреждение об охоте, так называемый „Урядник сокольничья пути"; в этом произведение многие части написаны царем и ярко рисуют его страсть к охоте и поэтичную его натуру: только настоящий поэт в душе мог говорит так, как говорит здесь царь, о впечатлении, производимом видом смелого и быстрого полета его соколов, только истинный знаток и любитель мог так характеризовать разные породы охотничьих птиц, как они здесь характеризованы.
Эпизод, изображенный на картине Литовченко, факт исторически: по сильной просьбе царского посла Мейерберга ему разрешено было срисовать несколько царских кречетов, которые были для этого принесены сокольниками в помещение, отведенное послу. Художник изобразил весьма правдоподобно эту сцену, придав сокольникам вид холодный и даже, пожалуй, враждебный: у всех охотников всегда и всюду развиты приметы и суеверие и между ними вера в дурной глаз одна из самых распространенных; вполне вероятно, что многим сокольникам тогда казалось совсем не безопасным, и уже во всяком случае, лишним, показывать каким-то немцам царских ловчих птиц.
После ц. Алексея Михайловича царская охота постепенно падает. Царь Федор Алексеевич по своей болезненности почти не охотился, Петр Великий не находил для этой забавы времени. Чрезвычайно увлекался охотой Император Петр II; императрица Анна Иоанновна тоже любила охоту, устроила обширные зверинцы и нередко забавлялась подолгу, стреляя из окна дворца или с балкона в зверей, которых заставляли бежать мимо. Императрица Елизавета Петровна охотилась много и с увлечением, для Екатерины I охота была тоже одною из любимых забав;
в XIX ст. императорская охота не имела уже таких грандиозных размеров, как в два предыдущие века …
О Никола II и его охоте я писал ранее:
https://basilius3.livejournal.com/29912.html