Календарь

Август 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

"Каменный опера" или "Китайский театр" в Царском Селе… (часть 2)

11:10, 05.01.2019  basilius3

При Императрице Елизавете в Царском Селе существовал театр в «новой» оранжерейной зал, устроенный Валерьяни. При Императрице Екатерине II, в 1765 г. устроен маленький комнатный театр в Большом дворце, перенесенный в 1774 г. в оранжерею.


В продолжение темы о Китайском театре
https://basilius3.livejournal.com/42506.html
Начиная с 20 июля 1779 года, Екатерина часто бывала в театре, где, между прочим, был дан парадный спектакль 19 июня 1780 года в честь графа Фалькенштейна, т.е. Императора Римскаго Иосифа II-го. 21 июля 1779 года парадный спектакль, данный для открытия театра, был повторен в присутствии приглашенных из С.-Петербурга лиц, в числе коих были и все члены
Св. Синода, шла опера-буфф.
После смерти Екатерины в течение 25 лет в театре не было представлений, которые возобновились 22 июля 1821 года парадным спектаклем в день именин вдовствовавшей Императрицы Марии Феодоровны.
В 1830 году было несколько парадных спектаклей в августе и в сентябре.
В одном из них в опере «Севильский Цирюльник» пела знаменитая в то время Генриетта Зонтаг.

В следующие годы также довольно часто ставили здесь немецкие и французские пьесы. В 1892 году, впервые, в исполнении любителей, увидела свет рампы комедия графа Льва Толстого «Плоды просвещения». В 1909 году, с участием Великого Князя Константина Константиновича, в Высочайшем присутствии, была офицерами Л.-Гв. Измайловского полка исполнена трагедия Шиллера «Мессинская невеста», в переводе К.Р.

В 1908 — 1909 г.г. архитектором Данини, по Высочайшему повелению, сделаны пристройки двух фойе, новых лестниц, устроено центральное отопление и вентиляция и применены современные противопожарные усовершенствования. До последних лет театр, хотя и каменный, был в сущности летним. Сцена театра огромная и допускает постановку сложных балетов и опер.
По своему устройству зрительный зал царскосельского «оперного дома" типичен для придворного театра, каким он сложился в абсолютической Франции к середине ХVІІІ века.
Зрители, исключительно ,,благородного звания", располагались здесь строго по рангам и чинам (отсюда ярусы), места же "высочайших особ" выделены особо-пышными украшениями ,,парадной“, центральной ложи.

По сторонам зрительного зала имеются три фойе; одно из них находится за большой Императорской ложей; оно обтянуто желтым штофом и уставлено золоченой мебелью, обитой белым штофом. Мебель в "китайском вкусе", по видимому, английского происхождения начала ХVIII в. По формам вполне европейская, она исполнена из китайского черного с золочением лака. Мебель подобного рода иногда, изготовленная в Англии. для лакировки и золочения переправлялась в Китай, так как в Европе не был известен способ изготовления дальневосточных лаков. Путешествие мебели по морю в Китай и обратно на парусных кораблях того времени, занимавшее около полутора лет, делало такую мебель исключительно драгоценным достоянием самого верхнего слоя. Мраморный камин фойе ХVIII века украшен. барельефами, изображающими фантастических китайцев.
Другое фойе, правое, отделано лепкой стиля Людовика ХV. В нём помещаются громадная фарфоровая люстра, зеркала и камин, сделанные на Императорском заводе при Императоре Николае I; до переделки части Александровского дворца в 1880 году, эти зеркала и камин украшали одну из его зал. Из этого фойе, старинные двери, полированного ореха с фарфоровыми медальонами, ведут в небольшую аванложу малой Императорской ложи. Эти двери, а также все фарфоровые вещи в фойе, ранее находились в угловой гостиной левого крыла Александровского дворца. Снятые в 1830-к гг. при переделка комнат второго крыла для Александре ІІІ, они лежали без употребления до 1909 г., когда были использованы арх. Данини для украшения возобновлённого фойе Китайского театра.

Комната эта украшена лепкой ве стиле Людовика XIV. Из аванложи отдельная беломраморная лестница ведете к Собственному подъезду театра. По левую сторону зрительного зала находится третье большое фойе простой отделки се лепным потолком
в китайском вкусе. В правом фойе золоченая старинная мебель середины ХVIII века, обитая штофом, штофные занавеси;
в левом фойе мебель черная с обивкой желтым шелком, занавеси красные.
Из среднего фойе пройдем направо в две небольшие уборные. Они устроены при переделка театра в 1909 г. для жены Николая II Александры Федоровны, Стены уборных обиты новейшим розовым ситцем. На потолке первой уборкой тонкой работы ХVІІІ в. бронзовая люстра в, китайском вкусе". Этот канделябр, по видимому, русской работы 1840-50 гг., составлен из отдельных китайских фарфоровых ваз, соединенных вместе тяжелой золоченой бронзой. фойе, расположенное по другую сторону, которое мы прошли направляясь в зрительный зал, украшают четыре большие зеркала, камин, люстра, канделябры, вазы и даже ящик для дров из фарфора, работы быв. императорского фарфорового завода 1840-50-х гг. Орехового дерева двери в следующем малом фойе у лестницы, также украшены вставками из фарфора
того же стиля. В правой (от зрителей) ложе у сцены, стены и потолок украшены, как и в центральной ложе, подлинными китайскими лаковым панно. На потолке ложи, как и на стенах, эти панно перемежаются с зеркалами. Вставка из зеркал на потолке, одна из излюбленных , «галантном» ХVIII веке затее: для украшения помещений интимно-эротического назначения. Такие зеркала на потолке имеются в спальне Екатерины II в , китайском дворце” в Ораниенбауме, в ,,Березовом домике" в Петергофе н т. д. Отражения в необычайным: ракурса:
в них зеркалах, кажутся весьма забавными. Зеркало больших размеров помещено на стене ближе к барьеру ложи. При -помощи его можно наблюдать сцену не раздвигая занавеса ложи. Дверь из ложи идет непосредственно за кулисы…

http://www.operaghost.ru/logefive.htm
Октябрьская Революция открыла двери театра в 1918 г., для детей питерских пролетариев, собранных в колониях, разместившихся
в особняках и дачах придворных и банкиров бывщего “Царского Села“, ставшего Детским Селом....
С лета 1930 г., Китайский театр использовался для устройства спектаклей, докладов, концертов и вечеров самодеятельности для отдыхающих в Детском трудящихся.
И я очень надеюсь, что скоро увижу его восстановленное великолепие в полном объеме!!!!!

Не нравится
Нравится
источник: https://interesniy-spb.livejournal.com/594026.html     рейтинг: 0  

Городской Блог