Модель «Китайской деревни» в 1782 г. была исполнена архитектором Ч. Камероном и являлась точным воспроизведением чертежей и рисунков
из альбомов его друга, У. Чемберса, единственного архитектора XVIII века, побывавшим в Китае, и построившего Пагоду в саду Кью
в Англии. Она представляет собою ряд причудливых домиков, окружающих восьмиугольный храм и высокую восьми ярусную башню. По смете Камерона стоимость Китайской деревни" была определена в 162 778 руб. в ценах того времени.
Композиционным центром ансамбля должен был стать восьмиугольный павильон-обсерватория, проект которого до мельчайших декоративных деталей фасада был заимствован из гравированного изображения китайской пагоды, опубликованного в альбоме, изданном в Амстердаме
в 1669 году. Восьмиугольную площадь и улочку, ведущую к «обсерватории», должны были составить 18 домиков в «китайском» стиле, окруженные галереями. На въезде со стороны Большого каприза предполагалось поставить «китайские» ворота. Строительство Китайской деревни началось через десять лет после разработки ее проекта и из 18-ти одноэтажных домиков удалось полностью отстроить только 10.
Сверх того, предполагалось построить:
«1) Башню или пагоду о восьми ярусах, и убрав стены внутри и снаружи фаянсовыми, с разными изображениями, плитами, к кровле каждого яруса привесить колокольчики, кои бы, движим будучи ветром звенели; словом
во всем подобно описываемому, находящемуся в город Нанкин, пагоду или молитвенному Китайскому храму. Построение такой пагоды
со всеми украшениями , положено было, по смете Камерона и представленному плану
и фасаду, в 48007 рублей 6о копеек.
2) Устроить подле всех Китайских домиков колоннаду с настилкою пола, или тротуара Сясьскими плитами. На это построение,
по смете, плану и фасаду Камероновыхъ , требовалось 41 490 рублей 90 копеек.
3) Наружные стены Китайских домиков убрать фаянсовыми плитками с разными фигурами.»
Но все эти задумки не были приведены в исполнение; лишь цоколь у домиков сделан из Сясьской плиты и стены расписаны альфреско. После смерти Екатерины в 1796 году работы были приостановлены, Павел І, вообще сурово расправлявшийся с затеями своей матери, в 1798 г. приказал разобрать недостроенную «деревню» на кирпичи для постройки Михайловского замка.
Это приказание не было выполнено и домики были достроены.
В 1817–1822 годах после ремонтных работ домики были превращены в квартиры: В. П. Стасов соединил их попарно и перепланировал внутри, приспособив под квартиры придворных. Дома меблировали. В убранство каждого домика входили: письменный стол с принадлежностями, кровать, комод для одежды, чайные и кофейные приборы, самовар.Хотя большая часть оригинального убранства в восточном стиле в итоге была уничтожена, восстановленная деревня предоставляла жильё для таких именитых гостей, как Николай Михайлович Карамзин, который работал над своей «Историей государства Российского» в одном из её домов в период между 1822 и 1825 годом.
Недостроенный павильон-обсерватория был завершен сферическим куполом, сохранявшимся до 1941 года. Одновременно А. Менелас разбил возле домиков 17 садиков. Дальнейшее приспособление домиков проводил 1859—1861 годах архитектор И. Монигетти.
Во время войны Китайская деревня была практически разрушена. Ее восстанавливали медленно и тяжело. До 1960 гг. здесь располагались коммунальные квартиры. Но со временем их расселили. Внутренние помещения были перестроены. В Китайской деревне расположилась база отдыха.
Проекты по восстановлению Китайской деревни предложили Китай и Дания. К реализации приняли проект датской компании. В ходе реставрации работ были обнаружены фрагменты росписи художника И. Рудольфа — иероглифы, геометрический орнамент, драконы
с колокольчиками. Сегодня Китайская деревня представляет собой 28 апартаментов для размещения VIP-гостей.