1 марта 1881 года на набережной Екатериниского канала (ныне Грибоедова) народовольцами был убит Александр II. В том же году был объявлен конкурс проектов мемориального храма на этом месте. По велению Александра III проекту придали черты церквей XVII века. В итоге был выбран вариант в «русском стиле», предложенный архимандритом Игнатием и доработанный архитектором А. А. Парландом. Храм был освящён в 1907 году в честь Воскресения Христова. Здание было электрифицировано, для освещения использовали 1689 ламп.
В 1930 году храм был закрыт. Во время блокады сюда свозили тела погибших ленинградцев. В главный купол собора угодил неразорвавшийся немецкий 240-мм снаряд, пролежавший в стропилах до 1961 года. После войны здание использовали как склад декораций Малого оперного театра, пока в 1968 году его не признали памятником.
1. Во внешней отделке храма применено множество различных материалов: цветной кирпич, эстляндский мрамор, гранит, изразцы, мозаичные картины и гербы российски. Купола покрыты эмалью или золочёной медью, крыша - глазурованной черепицей.
2. Высота храма 81 метр, что символизирует год убийства царя-освободителя.
3. Внешне собор напоминает Покровский храм, что на Рву (Василия Блаженного), но имеет линейную, а не центральную симметрию. Кроме того, колокольня Спаса-на-Крови завершается не традиционным шатром, а массивным куполом, что роднит собор с колокольней Ивана Великого.
4. Нижний ярус украшают 20 гранитных досок, на которых золотыми буквами выписаны основные деяния царствования Александра II.
5. С 1997 года храм действует в качестве музея. Образован приход, с 2004 года проводятся службы.
6. На немногочисленных стендах выставлены заменённые при реставрации элементы отделки.
7. Храм планировался как мемориальный, посещать его в основном должны были члены царской фамилии и их гости, поэтому внутреннее убранство было выполнено с размахом и пышностью.
8. Все стены и своды собора покрыта мозаикой с изображением святых и библейскими сюжетами.
9. Площадь мозаик составляет 7065 м².
10. Мозаики создавались в знаменитой гранильной мастерской В. А. Фролова.
11. Над эскизами для мозаик трудились более тридцати художников, в том числе В. М. Васнецов, Ф. С. Журавлёв, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов.
12. Владимир Александрович Фролов - выдающийся художник-мозаичист. Его работами были украшены множество российских храмов и советских административных зданий.
13. Последней работой мастера стали мозаики для станции «Новокузнецкая», созданные по эскизам А. А. Дейнеки в блокадном Ленинграде в 1943 году.
14. Мозаики Спаса-на-Крови поражают своим величественным великолепием.
15. На набор мозаик у группы Фролова, насчитывавшей сорок человек, ушло 12 лет.
16. Посетители музея долго ходят, задрав головы к сводам.
17.
18.
19. Особую роль в облицовке собора играет полированный пол из различных сортов итальянского мрамора.
20. Нижняя часть стен облицована неапольским серпентинитом.
21. В алтарной части храма имеются три полукруглых выступа.
22. В этих выступах справа и слева от иконостаса расположены киоты из розового родонита.
23. В киотах помещены мозаичные полотна с изображением Иисуса и святых.
24.
25.
26. Кроме того, киоты орнаментированы резьбой из уральской яшмы.
27. Иконостас храма был выполнен в Генуе по эскизам А. А. Парланда. Для него подобрали мрамор различных оттенков так, чтобы они плавно переходили друг в друга. Снизу он красно-коричневый с разноцветными прожилками, выше он постепенно светлеет, плавно переходя в охристо-желтый, наверху становится почти белым. Верхняя часть напоминает резьбу по дереву.
28. Свод алтарной части собора украшен огромной мозаикой Спаса в силах.
29. С противоположной стороны зала, прямо под колокольней, находится место убийства Александра II, накрытое сенью из ревневской яшмы.
30. Под сенью сохранена решётка Екатерининского канала, часть тротуара и булыжной мостовой, где был смертельно ранен император.