Теперь снести ее ради весьма спорного варианта пробивки Измайловского проспекта нельзя.
Смольному придется корректировать трассу будущего участка Измайловского проспекта. Здание электростанции, которое власти города хотели снести ради новой магистрали, признали памятником. Эксперты же говорят, что проблемы никакой нет: нужно просто вернуться к наработкам 1980-х годов, когда Измайловский должен был обойти Варшавский вокзал не с одной, а с двух сторон.
Пробить Измайловский проспект на юг планировалось еще в середине прошлого века. В 1960-х годах был проложен Новоизмайловский проспект – точно по линии Измайловского, но на 3,5-километровом удалении. Однако построить новую дорогу через промзону Варшавского вокзала до сего дня не удалось.
В 1980-х годах в журнале «Ленинградская панорама» был опубликован проект создания крупной транспортной развязки вокруг Варшавского вокзала. Он подразумевал несколько мероприятий. Варшавский мост предполагалось расширить в три раза, по северной набережной Обводного канала прокопать тоннель под Измайловским проспектом, а вокруг вокзала создать круговое движение. Идея развязки совпадала с принципом организации движения на Московской площади, где Ленинский проспект раздваивается на односторонние проезды улицы Типанова, обходит с двух сторон Дом Советов и вновь воссоединяется за улицей Ленсовета.
Однако этот проект канул в Лету, и новые градостроители предложили неудобный вариант: широченный шестиполосный проспект обходит Варшавский вокзал только с одной, западной, стороны. Но главное – ради такой трассы чиновники сняли с охраны два памятника промышленной архитектуры. Это «Механический цех» и «Малярная мастерская». Историко-культурную экспертизу «на снос» проводила фирма «АРС» (та самая, которая своим вердиктом предрешила судьбу дома Рогова на Загородном).
В середине прошлого года стало известно, что право застройки путевого развития бывшего Варшавского вокзала получило ЛенспецСМУ. Здесь запланирован жилой микрорайон «Галактика». Согласно проекту планировки территории, а также концепции застройки микрорайона, разработанной мастерской «Студия-44» Никиты Явейна, Измайловский проспект проляжет на месте этих двух памятников. Казалось, еще немного, и Петербург лишится ценных объектов.
«Механический цех» – это то здание, что завершает площадь-автостоянку, организованную по правую руку от Варшавского вокзала. Его нынешним владельцем является фирма «Полимерные технологии», и именно эта компания заказала историко-культурную экспертизу, чтобы вернуть цех под охрану. Исследование провела ведущий специалист по промышленной архитектуре Петербурга Маргарита Штиглиц.
По ее словам, в ходе изучения документов выяснилось множество ранее неизвестных сведений. Самое главное – это был не механический цех, а одна из первых в Петербурге электростанций, обеспечивавшая энергией комплекс Варшавского вокзала. Она была построена в 1898 – 1899 годах по проекту гражданского инженера Лядова. На взгляд Штиглиц, здание электростанции достойно статуса объекта культурного наследия.
Видимо, КГИОП посчитал эти доводы вескими и выпустил распоряжение о признании «Здания электростанции Санкт-Петербургской станции Санкт-Петербургско-Варшавской железной дороги» памятником регионального значения. Теперь снести ее ради весьма спорного варианта пробивки Измайловского проспекта нельзя.
Специалисты предлагают вернуться к прежнему проекту и вместо шестиполосной магистрали построить четыре полосы, но в одном направлении. Дело в том, что электростанция стоит не вплотную к Варшавскому вокзалу, а на расстоянии 25 метров. Если произвести несложные подсчеты (ширина полосы движения – 4 метра), то места останется еще под 4,5-метровые тротуары с обеих сторон. В направлении центра города автомобилисты смогли бы тогда ехать с восточной стороны вокзала – по Варшавскому проезду.
http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10304095@SV_Articles