В Санкт-Петербургском метрополитене нет места, столь окутанного тайнами и мифами как перегон Лесная—Пл.Мужества, именуемого "размывом". Свою историю он отсчитывает с момента строительства, когда в 1969 году ради сокращения сроков, чтобы успеть к началу XXV съезда КПСС, решили провести трассировку тоннелей прямо через русло подземной реки, конечно первоначально были варианты обхода, но все они были отвергнуты. В 1974 году случилась первая значительная авария на участке, 8 апреля при бурении передовых разведочных скважин в нижнем тоннеле была обнаружена незамёрзшая порода, из которой поступала вода. Забой начал заполняться водой с песком. В результате строящиеся тоннели были затоплены.
На поверхности, над участком аварии, образовались провалы, потрескались стены домов. После остановки продвижения плывуна, путём забутовки тоннелей, в них закачали водопроводную воду, чтобы предотвратить движения грунта и последующие разрушения на поверхности. О этих событиях в 1986 был снять фильм Прорыв.
Повторная проходка осуществлялась способом глубокой заморозки грунта, для надёжности стенки тоннеля сделали трёхслойными сталь-бетон-чугун. А для удешевления и ускорения строительства тоннели разместили один над другим. 31 декабря 1975 участок сдали в эксплуатацию.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4913/9259976.14/0_be992_87b46eb0_orig)
В процессе эксплуатации в тоннели постоянно поступала вода, которая удалялась посредством штатного оборудования. Пока в 1994 году приток воды сильно не усилился и тоннели не начали проседать. В 1995 году скорость поездов ограничили, ввели профилактику тоннелей: своеобразное технологическое окно по выходным и вечерам после 22, когда движение на участке останавливалось. Однако все усилия прошли даром, поступление воды и просадку тоннелей остановить не удалось. Было принято решение о закрытии и затоплении аварийных тоннелей, что и произошло в ночь с 5-го на 6-е декабря 1995 года, с обоих концов возвели многометровые бетонные пробки. Северный участок остался отрезанным от основной части ветки и там организовали челночное движение поездов. За Лесной восстановили съезд через который оборачивались составы. Свой небольшой фотоотчёт я начну именно с него.![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9507/9259976.14/0_be994_118a40e4_orig)
Съезд после ввода участка в эксплуатацию разобрали.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9320/9259976.14/0_be995_f4647a9c_orig)
Участок переборки старых и новых тоннелей. Справа вентсбойка с тоннелем по второму пути.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9495/9259976.14/0_be993_2371a1f5_orig)
Буквально в паре метров находится проход в старые перегонные тоннели. Нижний старый перегонный тоннель. Бутылка - своеобразный смеситель, сооружённый, по-видимому, работниками метро.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9308/9259976.14/0_be985_bdb1973f_orig)
Пути тут демонтированы, вместо них узкоколейка для единственной вагонетки. Привет
nwd_megavolt![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9305/9259976.14/0_be984_59b9a863_orig)
Переход в верхний тоннель осуществляется через сбойку.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9253/9259976.14/0_be98f_3de5ec57_orig)
Забутовка с краном, открыв который можно почувствовать дыхание размыва...
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4907/9259976.14/0_be990_5080eb76_orig)
В обратную сторону уходит тоннель без рельс.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4913/9259976.14/0_be980_a4603104_orig)
Зелёное свечение исходит от ДРЛ лампы без колбы, используемой в качестве ионизирующей.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6704/9259976.14/0_be991_ce880b6d_orig)
Подходить к ней не рекомендуется, но таким личностям как
ignat_chernyaev более чем комфортно в её свете.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9109/9259976.14/0_be981_979ec1dc_orig)
Демонтированная забутовка в сторону Лесной.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4908/9259976.14/0_be982_852f0c5b_orig)
Но вернёмся пожалуй в новые тоннели. На фото гермодверь, отделяющая участок построенный метростроем и итальянским щитом Виктория.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9171/9259976.14/0_be98d_841818ff_orig)
В другую сторону.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9319/9259976.14/0_be98e_ed5adea3_orig)
Перед началом "Итальянского" тоннеля располагается безумно сюрная монтажная камера.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9507/9259976.14/0_be98c_56f613ec_orig)
"Итальянский" тоннель. Отличается большим диаметром и полимерным сочленением. Рельсовое полотно уложено на гравийную подушку, для уменьшения воздействия вибрации от поездов на тоннель.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9508/9259976.14/0_be98b_7393b39c_orig)
По моему мнению, это одно из самых красивых мест в питерском метрополитене.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9253/9259976.14/0_be989_4d992318_orig)
За состоянием тоннелей наблюдает особое измерительное оборудование, сканирующее тоннель с помощью лазерного луча каждую минуту.![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4907/9259976.14/0_be988_29ca64e1_orig)
Итальянский участок заканчивается перемонтажной камерой, где щит развернули на 180 градусов и отправили копать второй путь в сторону лесной.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9167/9259976.14/0_be987_2803e20f_orig)
С другой стороны стены разделяющей камеру. За поворотом Пл. Мужества.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9309/9259976.14/0_be986_ed87ec5a_orig)
Пара схем для более понятного представление вышеописанного.
Спасибо
_en_
![](https://pp.vk.me/c419217/v419217981/7ed8/NrYPP6VvoWA.jpg)
2. Из журнала "метро и тоннели"
![](http://photos.wikimapia.org/p/00/02/32/99/81_full.jpeg)
Напоследок, хочу сказать, что многие сравнивают размыв с киевской "консервой"(фото ниже) или с тоннелями за станцией Ломоносовская, что в корне не верно. Данный перегон является единственным в СНГ выведенным из эксплуатации из-за прорыва грунтовых вод. Кстати, если верить популярной интернет энциклопедии, то гарантий срок новых тоннелей составляет 20 лет, что примерно равно времени сколько продержались старые.
![](https://pp.vk.me/c403423/v403423981/4b84/HXIQXc63Vx0.jpg)