Антонио Ринальди был несчастлив в личной жизни. Пожалуй, именно с этого и нужно начать рассказ о маленькой архитектурой легенде, бытующей в узком кругу архитекторов и художников. Точнее, на любовном фронте он был удачлив как никто: маленький, лысоватый, длиннорукий, он, тем не менее, ухитрялся покорять женские сердца с такой легкостью, какая не снилась записным красавцам гусарам. Но мечта о наследнике мужского, а, впрочем и женского пола, о продолжателе фамильной ветки, так и осталась нереализованной. Если верить биографам архитектора, вся его нерастраченная любовь к детям досталась многочисленным племянникам.
Сегодня, по прошествии лет, уже достоверно не выяснить, в чем была причина этой проблемы. Может быть, сказалось неудачное падение с лесов во время строительства собора Святой Магдалены в Пезаро, или перенесенная в детстве болезнь. XVIII век был совсем немилосерден к мужскому здоровью. Как бы то ни было, но архитектор всю жизнь мечтал о собственных детях. Эта мечта так или иначе, прямо или косвенно, прослеживается в его письмах брату – Урбано Ванвителли, оставшемуся в Италии.
Каждый творец общается с высшими сферами по-своему. Для композитора его разговор с Небесами – это его музыка, для поэта – его стихи, для художника – его полотна. Не удивительно, что все свои мечтания, все свои чаяния, Антонио Ринальди поверял Богу в своем архитектурном творчестве. В том числе, и свойственную всякому мужчине, а, уж тем более, горячему итальянцу мечту о плодовитости и многодетности.
Время его творчества совпало с расцветом интереса к античной культуре, к наследию прекрасного греко-римского прошлого. Не удивительно, что на формирование символической системы гениального архитектора оказали значительное влияние мифы Древней Греции и Рима. Сложно было вырасти на руинах легендарной древности и не впитать в себя атмосферу, в которой боги и герои существуют на равных с простыми смертными. Именно поэтому многие постройки Антонио Ринальди украшает очень своеобразный декор – оплетенные цветами козлиные головы.
Один из обликов Диониса, воплощенная мужская сила и хитрость, священное животное Фавна, козел был в Италии XVIII века символом плодовитости. Вплетая изображение хитро прищурившейся козлиной головы в цветочном венке в декор своих зданий, Ринальди возносил к вышним сферам молитву о даровании ему многочисленного потомства. Но, как ни печально, Небеса остались глухи к его мольбам.
Когда несколько лет назад по обнаруженному в архивах проекту великого итальянца возводился ресторанно-банкетный комплекс «Летний Дворец», расположенный в живописнейшем пригороде Санкт-Петербурга, никого из специалистов, работавших над дешифровкой записей архитектора, не удивило, что парадная терраса здания украшена двумя крупными декоративными вазами с лепными козлиными головами. Фирменный стиль Ринальди было не спутать ни с чем.
С тех пор прошло уже достаточно времени, и во дворце сложилась добрая примета, забавным полумистическим образом связанная с мечтой автора Дворца и, как показывает неофициальная статистика, работающая практически для любой супружеской пары. Если мужчина положит руку на одну из козлиных голов на правой вазе, а женщина, одновременно с ним, на одну из голов на левой, - чудо, о котором мечтал легендарный архитектор свершится: можно будет с достаточной уверенностью рассчитывать на рождение мальчика.
Говорят, одна из сочетавшихся браком во Дворце пар назвала своего первенца Антоном. Почти Антонио, правда?