Вчера в Санкт-Петербурге прошёл велопробег в котором участвовали представители велосипедных сообществ города, председатель комитета по развитию транспорта и инфраструктуры Дмитрий Буренин, депутаты законодательного собрания и журналисты. Основной целью велопробега и последовавшего за ним совещания была попытка понять, возможно ли в центре Петербурга строить велодорожки? Оказалось - возможно, но...
"Мы волнуемся за безопасность первых лиц, а то их все ОБСТУПЯТ."
Но обо всём по порядку. Попасть на велопробег оказалось не так просто, коллеги журналисты в ожидании старта мероприятия делились историями, как они добивались аккредитации на событие. Пресс-служба КРТИ отказывалась сообщать журналистам место и время старта, опасаясь, что приедет слишком много желающих посмотреть на живого чиновника на велосипеде. Ссылались на то, что информация секретная (несмотря на то, что по закону органы государственной власти осуществляют свою деятельность открыто). В итоге журналисты узнавали информацию о событии методом "сарафанного радио" у коллег.
Пробег.
Маршурт пробега до самого мероприятия не был известен. По информации клуба ВелоПитер активисты предложили КРТИ несколько маршрутов наиболее ярко показывающих проблемные места города где дело можно исправить строительством велодорожек, но в итоге комитетом был прислан маршрут избранный вице-губернатором Оганесяном - 2,9 километров по центру города (6-10 минут поездки) не показывающий по мнению велоактивистов основных проблем, о которых хотелось бы поговорить на этом мероприятии. На самом мероприятии стало известно, что поедут по другому маршруту, предложенному инициативной группой "Велосипедизация Петербурга" - от м. Достоевская, через Гороховую и Казанскую улицы на Невский проспект и по Фонтанке к Караванной улице где распологается КРТИ. Сам вице-губернатор на пробеге так и не появился.
Двигаясь по Загородному проспекту активисты обратили внимание главы КРТИ на то, что автомобили паркуются у поребрика, занимая 2 метра из полосы движения шириной в 3,5, в результате чего несознательные автолюбители пытаются передвигаться по оставшемуся пространству шириной в 5 метров в 2 ряда впритирку друг к другу, чем создают аварийно-опасные ситуации и пробки в случае незначительных ДТП когда два автомобиля таки притираются друг к другу. Перенос припаркованных автомобилей от правой части полосы к левой освободил бы 1,5 метра для безопасной велодорожки, и привёл бы к более упорядоченному передвижению автомобилей в оставшемся ряду, не позволяя нарушать рядность движения.
Остановившись в сквере на Фонтанке Дмитрий Буренин рассказал журналистам об этой идее, согласился с тем, что на Загородном проспекте таким образом можно организовать велодорожку, и напомнил, что в таком случае понадобится и введение административных штрафов для автомобилистов припарковавшихся на велодорожке. Эксперт по градостроительству Александр Карпов дополнил идею тем, что на перекрёстках необходимо организовать "bike-box" - пятачки, на которых велосипедисты при остановках на светофоре находятся впереди автомобилистов, что бы последние их видели при старте со светофора.
Следующая остановка была у Казанского собора, где глава КРТИ высказал своё видение веломаршрутов по городу. По его мнению это должны быть диаметры, по которым велосипедисты смогут быстро и без проблем добратся из спальных районов города в центр и обратно. "Наша цель с вами сейчас - определить какой-то маршрут, в том числе определить где необходимы знаки, приборы регулирования дорожного движения, сколько это всё стоит, для того что бы понять если мы будем создавать такие велодорожки во сколько они обойдутся городу и при принятии бюджета, чтобы те кто его принимают они также это учитывали." - сказал Дмитрий Буренин. Также он принёс извинения за неудобства доставленные велопарковками которые были установлены в начале года.
После поездки по полосе общественного транспорта на Невском проспекте велоколонна завернула на Фонтанку, воспользовавшись пешеходным переходом. Правда для того, чтобы дождатся зелёного сигнала светофора велосипедистам пришлось зайти на тротуар, чем они вызвали недовольство пешеходов. Эта ситуация напомнила собравшимся, что логичнее в таких случаях был-бы "Копенгагенский поворот", когда велосипедист проезжает прямо через перекрёсток, и останавливается в нужной ему полосе движения пересекаемой улицы, чтобы вместо с потоком уже стартовать в необходимом направлении. Но на Фонтанке это невозможно, так как нету расстояния между пешеходным переходом и параллельной проезжей частью, способного вместить более двух-трёх велосипедистов.
Финишировал пробег во дворе КРТИ, где на время мероприятия была установлена временная велопарковка для удобства гостей. Дальнейшее обсуждение планов развития инфраструктуры и итогов пробега прошло в конференц-зале комитета. Как выяснилось, основным препятствием для строительства велодорожек в Петербурге является отсутствие необходимых нормативов и ГОСТов. В Петербурге попросту невозможно построить велодорожки как в Москве намалевав краской за одну ночь на тротуаре, и требуется тщательная проработка всех нормативных документов.
Председателем КРТИ Дмитрием Бурениным было внесено предложение, чтобы велоактивисты в ближайшее время предоставили в комитет 2 веломаршрута, на основании которых комитетом и другими профильными организациями будет прорабатываться возможность прокладки по ним велодорожек и разрабатыватся нормативная документация. Инициативные группы велосообществ "ВелоПитер" и "Велосипедизация Петербурга" обещали подготовить необходимые материалы в течении месяца, к 1 октября.
Илья Гуревич, почётный председатель клуба ВелоПитер, напомнил о том, что последние годы Санкт-Петербург фактически находится в блокаде из-за КАД, так как сущетсвующие развязки не позволяют безопасно велосипедистам выбраться из города в рекреационных целях в ближайшие пригороды, а проложенные из Колпино и Пушкина велодорожки обрываются как раз перед КАД.
Также состоялось обсуждение должности вело-советника, который бы курировал велосипедные инициативы. Глава КРТИ пообещал взять в комитет на официальную должность специалиста предложенного велосообществом, но при условии, что кроме развития велоинфраструктуры этот человек будет заниматься и другими задачами комитета, так как в комитете всего 100 человек и люди настолько перегружены работой, что заканчивают рабочий день около полуночи.
В итоге получается, что велодорожки в Петербурге возможны и будут. Когда? Неизвестно, ведь фактически диалог власти и велосообществ пошёл в третий раз по кругу, который уже проходили с КБДХ во времена Валентины Ивановны, создавая первую "Велоконцепцию", потом с КТТП, после отмены концепции создавая новую, и вот теперь с КРТИ.
© Павел 'PaaLadin' Семёнов