![](http://pp.vk.me/c320823/v320823923/1474/_nWfjbhGKng.jpg)
Здраствуйте, дорогие мои читатели. Сегодня я расскажу вам подробности о социальном эксперименте Cursoriam - создании антиукрадабельного ситибайка. Ведь не секрет, что велосипеды воруют, парковать безопасно их почти негде, а перемещаться по городу минуя пробки как-то надо. На первый взгляд казалось бы безвыходная ситуация и пора садится за руль автомобиля оснащённого парой-другой противоугонных систем, и тупить в пробке. Но всесторонне изучив проблему я пришёл к выводу, что выход есть! Да, по городу можно перемещаться на велосипеде, экономить деньги на бензине и общественном транспорте, парковаться где придётся и не бояться, что домой придётся идти пешком. Я расскажу вам об этом онлайн, бесплатно, без смс в моём ЖЖ. Именно тут вы сможете наблюдать за всем ходом проекта с его зарождения и до финальной точки которая будет поставлена через 365 дней.
Вообще вся эта история началась с довольно забавного момента - перед фитнесс-клубом который я посещаю тротуар размечен как автопарковка, но нету банальной стойки для велосипедов у входа. А внутри, в холле, байк парковать нельзя - менеджеры клуба против. Единственный вариант - к ближайшему столбу или забору метрах в 100. И бросить минимум на час без присмотра, учитывая что мой основной байк стоит как парочка годовых абонементов в клуб. Конечно есть вариант посещать клуб добираясь на общественном транспорте, но это 35 р. в одну сторону, а обратно все 300, ибо последний автобус загород отходит в 22 часа, а я только к 23 заканчиваю жать железо в качалке. В итоге - трамвай, электричка, такси - три вида транспорта с пересадками чтобы попасть домой к половине первого ночи. При том, что до клуба мне минут 30 ехать на своём байке.
Но выход есть. Он всегда есть, если пошевелить содержимым тыковки.
![](http://pp.vk.me/c320823/v320823923/146b/5IKXMuqbq-w.jpg)
Первая часть велосипедного балета.
Для начала берём дешёвый байк десяток поездок в клуб на котором окупят его стоимость. Я для этой цели попросил у компании ВелоДрайв один велосипед из программы FreeBike. Заодно получится проверить насколько качественно ребята восстанавливают б\у велосипеды для свободного пользования горожанами (в ближайшее время выложу сравнительную статью по фрибайкам в ЖЖ). Мне достался Forward Capella 102 - ситибайк на 28" колёсах с V-брейками и багажником. Он кстати сразу же завёл себе твиттер @cursoriam и страничку ВКонтакте http://vk.com/cursoriam что бы описывать там всё происходящее с ним.
Что бы не лукавить (не забываем, что наш социальный эксперимент расчитан на всех) выведем две формулы окупаемости. Частную - для моего случая, и общую - для рядового жителя.
Моя формула стоимости: 35р. маршрутка от дома до клуба + 25р. трамвай от клуба до ж\д + 32р. электричка до моей местности + 250р. такси от ж\д до дома = 342р. за поездку, не считая затрат времени на ожидание транспорта. Стоимость нового велосипеда 5т.р., + замка Author ACHL-55 750р. = 5750р.
5750 / 342 = 16.8
~ 17 поездок до клуба окупят затраты на новый велосипед и велозамок. Это полтора месяца посещения клуба если ходить раза три в неделю. Забудем о том, что велосипед б\у ;) и стоит 3 тысячи максимум.
Усреднённая формула стоимости для горожанина ежедневно едущего из спального района до ближайшего метро на маршрутке: 30р. до метро, 30 р. от метро = 60р. в день. *5 рабочих дней = 300р. в неделю *4 недели = 1200р. в месяц * 5 месяцев сезона (для неженок) = 6000р.
За полгода велосипед окупает свою стоимость.
![](http://pp.vk.me/c424725/v424725381/2d4e/577gyRJ85iw.jpg)
Вторая часть велосипедного балета.
Изучая вопрос всесторонне я подсел на ветки форумов и соц.сетей посвящённые велокражам. Знаете как выглядит типичное (90% от общего числа) объявление о том, что у человека украли велосипед?
"Помогите, украли велосипед! Stels (Stark, Merida), новенький, из особых примет - нет катафота (на педали, колесе) и протёрто седло справа (слева)!"
Блин, когда же люди научатся хотя бы записывать серийный номер своего велосипеда выбитый на каретке рамы в районе педалей снизу? А "особые приметы" под которые подпадает 99% велосипедов той же марки - это вообще смех. Все, исключительно все люди продирают седло прислоняя велосипед к стенам или кладя его на асфальт. И почти у всех отваливаются катафоты на первой сотне. И что? Тормозить каждого встречного на велосипеде означенной марки и по этим приметам сдавать в полицию?
Итак - делаем свой городской велосипед узнаваемым и снабжаем его особыми приметами. Белочка на руле и звонок розового цвета не годятся - если вор не наркоман, он от них избавится в первую очередь. Наша задача сделать так, чтобы при взгляде на этот велосипед потенциальному вору было понятно, что сбыть украденное за сколько-нибудь приличные деньги не получится, а если и получится - то нам и нашим друзьям найти велосипед на барахолке (в комиссионке) должно быть проще простого. Попросту - приводим велосипед в нетоварный вид не снижая его основных ходовых качеств.
Тут нам поможет шкурка, краска, перманентный маркер. И не старайтесь сделать всё красиво - вам не на конкурсе красоты выступать, и не по подиуму ездить. Раскраска велосипеда должна быть максимально легко описуема в объявлении о пропаже.
"Крылья чёрные с белыми окончаниями, верхняя труба рамы белая, с надписью @cursoriam, нижняя красная с надписью Forward, задние перья армейского зелёного цвета."
![](http://pp.vk.me/c424725/v424725381/2d68/SvkqJkHqu1k.jpg)
Ещё по мелочи: все легкоснимаемые эксцентрики (подседельная труба, колёса) меняем на обычные оси или болты. В вашем дешёвом велосипеде скорее всего будут стоят оси под гайку, а вот подседельный эксцентрик так и манит возможностью быстро снять седло. Отстройте его 1 раз под себя и завинтите намертво болтом. Вся навеска (переключатели, тормоза) должа быть без ярких лейблов шимано\срам. Что получается отодрать - сдерите. Что не получается - зашкурьте. Ценность обвеса визуально должна говорить вору о том, что даже выкинув крашенную раму и пустив велик "на раздербан" он выручит денег меньше, чем потратит времени на перекусывание цепи.
Третья часть велосипедного балета.
Ну, и конечно же о самом главном. Замок. Вообще бытует мнение, что замок должен быть равным по стоимости велосипеду, тогда точно не угонят. Но, дополнительно вкладывать финансы в замок у меня желания нету, так что воспользуюсь завалявшимся в ящике Author ACHL-55 (цепь в оболочке). Она не сможет противостоять только метровому болторезу либо термитному стержню. Арсеналу обычных воров-наркоманов, которые могут по укурке кромсать плоскогубцами велотросик в течении получаса (в то время, как он разрывается руками за минуту) цепь должна противостоять с успехом. Остальным рекомендую использовать замок системы U-lock (скоба) предварительно изучив вопрос, чтобы не напороться на вариант с замком открываемом обычной шариковой ручкой ;)
Итак, сплясали все части балета вроде бы? Велосипед готов, замок в наличии - остались ходовые испытания.
Начнём отсчёт с 28.07 (дня ВМФ) когда я получил велосипед в ВелоДрайве. Попробуем проездить на нём в течении года по делам, оставляя его в различных местах: на парковках у метро, на перехватывыющих велопарковках, пристёгивая к столбам в центре города, оставляя в стойках у гипермаркетов. Если повезёт достать шиповку на 28" гибрид - будем ездить и зимой. Каждый выезд велосипед будет самостоятельно освещать в своём микроблоге ВКонтакте и Твиттере. Рассказывать о местах безопасной парковки, новых велопарковках, сэкономленных на поездках средствах, затраченном времени. Подписывайтесь и следите.
В своём ЖЖ я буду освещать только наиболее важные моменты из жизни велосипеда. Ну и конечно подведу некоторые итоги в конце летнего сезона и через год с момента старта проекта. Увидим, сколько велосипед сэкономил мне денег. Традиционно - все сэкономленные деньги будут направлены в качестве материальной помощи многодетной семье из ленобласти.
PS: Перепост приветствуется, чем больше людей узнают о проекте - тем лучше. Быть может и они пересядут на велосипед.
PPS: Ищу в Спб шиповку под гибрид 28" и руль "баран" за фидовалюту. Буду ставить на этот байк.
PPS: Каждый подписчик проекта ВКонтакте или Твиттере автоматически увеличивает сумму материальной помощи на 10 рублей. Подписывайтесь и рассказывайте друзьям.