Русская любовь Антонио Ринальди
Свадебных примет в Петербурге – великое множество! Это и поездка по мостам, и замок с выброшенным ключом, и Стрелка, и Атланты… Да и любой из вас сможет без руда перечислить еще десяток!
И, что интересно, постоянно появляются новые приметы. Например, молодоженам надо подержаться за мизинчик статуи несчастной любви Антонио Ринальди, что находится в Летнем Дворце.
Имя этого итальянского архитектора – гения позднего барокко и раннего классицизма – не знает в Санкт-Петербурге только ленивый. Сколько прекрасных зданий построил он в России, - и не перечесть! Но очень немногим известно, что в основе его «романа с Россией» лежала любовь зодчего к обычной русской девушке Варваре – актрисе крепостного театра Кирилла Григорьевича Разумовского.
Точных сведений о детстве Антонио Ринальди почти нет. Вероятно, он родился в 1709 году на юге Италии, скорее всего в Неаполе, в семье дворянина. Учился Антонио у Луиджи Ванвителли, представителя позднего итальянского барокко. И лет около двадцати строил исключительно в Италии, где приобрёл достаточно серьезную известность. Достаточную, чтобы в далекой заснеженной России узнали имя архитектора и пригласили его к себе.
В 1751 году архитектор был приглашён на службу в Россию и отправлен к гетману Малороссии Кириллу Разумовскому. Контракт был подписан на семь лет, в его условия входило обучение итальянцем русских мастеров. В Малороссии Ринальди работал много и плодотворно. Начал он с постройки резиденции для правителя Украины в Батурине. Тогда же зодчий возвёл дворец Разумовского в Глухове, церковь Воскресения Христова в городе Почеп.
Примерно в это время и встретилась итальянскому зодчему на пути девушка Варвара – актриса крепостного театра Кирилла Разумовского. Надо сказать, театр у гетмана Малороссии был такой, что спектакли его частенько ставились и в Петербурге, при дворе императрицы Елизаветы. Однако и актеры, и певчие были из крестьян – крепостных владельца и главного режиссера. А исполнительницей заглавных женских ролей и была Варвара Липина, девушка, которую Богу было угодно наделить просто античной красотой. Горячий итальянец, разбивший к тому времени не один десяток женских сердец, увидел ее в первый раз на сцене и влюбился как мальчишка.
Любовь его осталась безответной, хотя Кирилл Разумовский был, в принципе, не против романа заезжей знаменитости с одной из своих крепостных. Должно быть, его даже забавляла подобная ситуация. Но девушка хранила верность своему жениху – также крепостному крестьянину и актеру. Неразделенная любовь сопровождала Антонио Ринальди на протяжении всей его жизни. Образ Варвары Липиной присутствует практически в каждом его творении. Если вы обратите внимание на лепной декор, характерный для позднего барокко, сопровождающие практически любое здание Ринальди, вам, вероятно бросится в глаза, что хотя проекты и разные, в них есть общая черта. Кариатиды, подпирающие портики, балконы, несущие балки, все на одно лицо. Это прекрасное но холодное лицо Варвары Липиной. И многие из них держат руки очень примечательным образом, чуть-чуть оттопырив указательный пальчик. Именно так, как это делала крепостная актриса гетмана Малороссии.
Среди ближнего окружения архитектора даже ходило поверье, что если подержать кариатиду за оттопыренный пальчик, - сбудется любое желание. Если, конечно, оно касается любви и семейного счастья.
Строил Ринальди немало. После восшествия на престол Екатерины II он стал ведущим архитектором Санкт-Петербурга. Среди его петербургских работ - костёл Святой Екатерины на Невском проспекте, Мраморный дворец, дворец в Гатчине. Позже по проекту Ринальди было возведено здание Тучкова буяна, целые комплексы зданий в Царском селе.
Когда уже в XXI веке близ Петергофа по некогда забытому, но, по счастливой случайности, обнаруженному в архивах проекту Антонио Ринальди возводился дворец событий «Летний Дворец», никого из знатоков творчества знаменитого итальянца не удивило, что и тут в декоре присутствуют кариатиды. Они украшают цокольный этаж дворца и лицом точно так же схожи с Варварой Липиной. А у самой правой из них пальцы правой руки сложены все тем же приметным жестом.
Молодожены, справляющие свадьбы в «Летнем Дворце» знают добрую примету, которой уже больше двух сотен лет. Перед тем, как покинуть дворец, они заходят «в гости» к кариатидам, держат самую правую из них за пальчик и каждый просит судьбу о своем. Если будете в «Летнем Дворце», - убедитесь сами: пальчик ослепительно белой кариатиды хранит сотни прикосновений. Сотни просьб о счастье.
Отсюда