22 июня
стоит вспомнить о той страшной войне, её последствиях для нашего народа
но вспомнить без вранья ...
------------------------------------------------------
С послевоенных времен аксиомой стало утверждение, что знаменитые царские дворцы в пригородах Ленинграда (в Петродворце, Пушкине, Гатчине и Павловске) были взорваны или сожжены отступающими немецкими войсками в 1944 году. Между тем однозначной ясности в этом вопросе до сих пор нет.
Сейчас уже можно вполне определенно утверждать, что к гибели, по крайней мере, одного дворца немцы не имели отношения. Речь идет о Екатерининском дворце в Пушкине.
Пожар, уничтоживший это творение Растрелли, начался 1 февраля 1944 года – через неделю после освобождения города советскими войсками (24 января).
Немцы действительно собирались взорвать дворец перед отходом. Сделать это они планировали безо всяких игр в «сюрпризы», а подорвав по периметру дворца несколько авиабомб. Однако этот замысел не был осуществлен. В первые же дни после освобождения Пушкина все эти заряды были обнаружены и обезврежены советскими саперами, чему есть доказательства в виде фотографий и свидетельств очевидцев.
Последние дни января 1944 года были очень морозными. Температура воздуха достигала минус 20 градусов. Поэтому советские бойцы, разместившиеся под заледеневшими сводами Екатерининского дворца, разводили костры – нужно было как-то согреться. Вероятнее всего, неосторожное использование открытого огня в помещениях и послужило причиной пожара.
Не так проста и история гибели Большого Петергофского дворца. До какого-то времени считалось бесспорным, что здание подожгли немцы перед своим отходом под натиском Красной Армии. На самом деле это не так.
Большой Петергофский дворец загорелся 23 сентября 1941 года, в день вступления немецких частей в город. Об этом свидетельствуют и воспоминания очевидцев, и фотохроника. Так, на одной из немецких фотографий, сделанной в сентябре 1941 года, зафиксирован горящий Большой дворец. Все это доказывает, что, по крайней мере, значительная часть Петергофского дворца сгорела еще осенью 1941 года.
Что послужило причиной пожара? С конца 1980-х годов в отечественной печати стала выдвигаться версия, что дворец подожгли сами отступающие советские части (как вариант: сотрудники НКВД, работники музея и т.д.) Пока мы не располагаем документальными доказательствами на этот счет, поэтому и эта версия остается всего лишь предположением. Более вероятным объяснением представляется попадание немецкого артиллерийского снаряда, которое и вызвало возгорание. В любом случае, этот пожар не был актом намеренного уничтожения со стороны немцев.
Очевидец о подрыве Екатерининского дворца:
Пролить свет на то, кто разрушил дворцы в пригородах Ленинграда, могут свидетели. Одним из таких был Ганс Мерле, который в 1944 году был обер-лейтенантом и служил начальником штаба батальона 215-й немецкой пехотной дивизии. 23 января 1944 года Мерле получил приказ подорвать авиабомбу, заложенную под церковь Екатерининского дворца. Но приказ не исполнил. В 2007 году в Германии со ставшим адвокатом Гансом Мерле беседовал руководитель центра «Примирение» Юрий Леонов. Вот выдержки из этой беседы, опубликованной в журнале «История Петерурга».
- Когда вы получили приказ взорвать дворцовую церковь?
- В середине ночи 23 января 1944 года. Вместе с другим приказом, разрешающим отход. Мы сказали себе: так дело не пойдет. Мы не будем взрывать.
- Но ведь приказ есть приказ?
- Такого рода бессмысленный приказ, да еще в критической обстановке мы всерьез не восприняли.
- А от кого вы получили приказ на подрыв церкви?
- От командования моей 215-й пехотной дивизии. Получилось так, что приказы взаимно исключали друг друга. Один был нелепым, второй являлся долгожданным. В случае исполнения первого приказа из-за взрыва неминуемо возник бы переполох, противник тотчас же перешел бы к активным действиям. Другой приказ был более чем своевременным. Он имел целью бесшумно и незаметно покинуть свою позицию и скрытно оторваться от врага. К тому же мы эту авиабомбу вообще не видели, в подвал церкви не спускались. До нас все к взрыву уже подготовили саперы. Но мы сразу же решили, что не будем устраивать шума.
- В 1944-м вы бывали в самом Екатерининском дворце?
- Несколько раз. Состояние его было плачевным: разбитые окна, сильные разрушения, продырявленная снарядами крыша.
- Можно ли утверждать, что к разграблению дворца приложили руку и испанцы «Голубой дивизии», занимавшие эту позицию до вас?
- К сожалению, это действительно так. Но я не хочу все перекладывать на испанцев. Немцы тоже оказались причастными к этому.
- Разрешено ли было входить во дворец солдатам вашей дивизии?
- Да, мы могли свободно передвигаться по нему. Но дворец действительно был в плачевном состоянии. Кроме того, рядом проходила линия фронта, поэтому охотников гулять по нему было совсем немного.
- А почему ваши позиции находились рядом с дворцом, а не в нем самом?
- Это только на первый взгляд кажется, что стены всегда защищают. На самом деле русские концентрированно вели свой артиллерийский огонь прямо по дворцу.
- Вы бывали в Пушкине после войны?
- Да, в 1993 году. В самом дворце я обратил внимание на большую фотографию, изображавшую штурм дворца советскими солдатами с автоматами наперевес. Я сказал тогда экскурсоводу, что этого быть не могло. Дворец мы покинули ночью скрытно, никакого боя и автоматной стрельбы в помине не было.
из комментариев:
Один мой знакомый служил в ту пору в аэродромной обслуге. 26 января их спешно перебрасывали с аэродрома «Сосновка» на Пушкинский аэродром, что западнее Софии. По его рассказам Екатерининский дворец был абсолютно цел, он в нем даже побывал. Рассказывал, что на первом этаже с южной стороны у немцев были обустроены гаражи и конюшня. Соответственно, пол был засыпан слоем соломы, валялась промасленная ветошь и пустые бочки из-под ГСМ. Вполне мог быть бытовой пожар.
http://www.online812.ru/2012/11/15/006/