Выпала на днях оказия, забежал по одному краеведческому вопросу в музей, устроенный в старой водонапорной башне на Шпалерной улице. Повезло: как раз в этот день музей не работал, так что мне подфартило побродить по тихим безлюдным залам. Разумеется, в сопровождении Хранителя.
Уж сколько раз пробегал мимо – а зашёл сюда впервые. Славное местечко, атмосферное. Всё-таки 150 лет сооружению. Старый кирпич, таинственные отверстия. В таком окружении любые ржавые железяки немедленно и органично приобретают статус концептуальной инсталляции.
Мои любимые железяки:
![DSC04791 DSC04791](http://ic.pics.livejournal.com/ivanden/28075255/284476/284476_600.jpg)
- А стропила у вас чьи? – интересуюсь.
- Английские, – говорит Хранитель. – Специально заказывали рельсы из Англии. Хотя наши явно не хуже. Есть только одно объяснение: 150 лет назад было то же, что и сейчас: честные тендеры, эффективные девелоперы, стратегические проекты…
Вспоминаю своё путешествие под крышей Зимнего дворца, решаю блеснуть:
- А как Вам, к примеру, чердаки Эрмитажа?
- А что мне чердаки? – пожимает плечами Хранитель. – Меня по роду деятельности подвалы больше интересуют. Вот подвалы в Зимнем интересные, да. Огромные красивые задвижки, оригинальные люки…
Вентиль с трубопровода, 1911:
![DSC04774 DSC04774](http://ic.pics.livejournal.com/ivanden/28075255/284391/284391_600.jpg)
Делаем несколько шагов, Англия снова оказывается в поле зрения. Перед нами – мощная экспозиция с биде и унитазами. Оказывается, в конце XIX – начале XX века британцы считались законодателями мод не только по сукну и технике, но и по горшкам (которые, в общем-то, тоже – техника).
Есть в этом что-то сюрное, не находите?
![DSC04767 DSC04767](http://ic.pics.livejournal.com/ivanden/28075255/284861/284861_600.jpg)
Кстати, по теме – читал тут книжку 1908 года, там расписывалось преимущество воздушных клозетов перед английскими ватерклозетами. Воздушные – это когда вытяжка из выгребной ямы подсоединяется к дымовой трубе, и ситуация с запахами зависит исключительно от качества тяги. А ватер – ну, тут всё понятно, да?
Юмор эпохи Серебряного века, ночная ваза, фарфор:
![DSC04764 DSC04764](http://ic.pics.livejournal.com/ivanden/28075255/285008/285008_600.jpg)
Цитирую: «Английские ватерклозеты действуют превосходно, но они не везде применимы; трудно, а во многих местах даже совсем невозможно, доставлять необходимое количество воды, а часто и отвод её затруднителен; вообще устройство ватерклозетов обходится дорого и они нередко нуждаются в ремонте. Починка ватерклозета в городах неприятна…»
Суровый бетонный унитаз, вырубленный в боли и печали, для людей, закалившихся в горниле революции:
![DSC04768 DSC04768](http://ic.pics.livejournal.com/ivanden/28075255/285243/285243_600.jpg)
- Очень широко была представлена сантехника фирмы «Сан Лоренс», – сообщает Хранитель. – Культурные петербуржцы не говорили «Пойти в туалет», они говорили «Удалиться в Сан Лоренс».
Ой, голая женщина! Дама принимает душ Колье:
![DSC04772 DSC04772](http://ic.pics.livejournal.com/ivanden/28075255/285643/285643_600.jpg)
Если в Эрмитаже меня встретила гулкая тишина зловещих анфилад, то здесь всё очень светлое и круглое. Центральная конструкция башни, её спинной нерв, это замурованная в кирпич дымогарная труба. Она не только согревала работников, но ещё и поддерживала тяжеленные баки с водой: в неё упирались несущие балки.
![DSC04788 DSC04788](http://ic.pics.livejournal.com/ivanden/28075255/285874/285874_600.jpg)
- Маловато места, – качает головой Хранитель. – Если бы нам всю башню предоставили, и этого не хватило бы. В городе постоянно идёт реконструкция, нам часто приносят разные старинные детали, чугун, свинец. Всё принимаем.
![DSC04790 DSC04790](http://ic.pics.livejournal.com/ivanden/28075255/285985/285985_600.jpg)
Залы, окружающие дымогарную трубу, просторны и местами двухэтажны. Приятно рассматривать лестницы, переходы, площадки и налипшую снаружи современную стеклянную пристройку, во всём есть воздух, лёгкость и вообще что-то от дирижабля. Эдакий «Интеграл» Замятина (оценили аллюзию?).
Выход из башни в пристройку, из кирпичного пространства в стекло и металл:
![DSC04819 DSC04819](http://ic.pics.livejournal.com/ivanden/28075255/286425/286425_600.jpg)
Красивые ступеньки. Вот так бы ходил и ходил по ним.
![DSC04810 DSC04810](http://ic.pics.livejournal.com/ivanden/28075255/288491/288491_600.jpg)
Кстати, а тут все в курсе, что цвет сукна, покрывающего рабочий стол, связан с классом чиновника? Признаюсь, серость моя безмерна, узнал об этом только в башне, когда зашли в комнату управляющего. Шкаф, часы, стол, покрытый зелёным сукном. На столе – фото любимой супруги.
![DSC04782 DSC04782](http://ic.pics.livejournal.com/ivanden/28075255/287088/287088_600.jpg)
- Зелёное сукно – средний уровень иерархии, – поясняет Хранитель. – Синее – самый низ. Красное сукно – вершина. А это, – он утыкает негодующий перст в пятно на потолке, – рабочие много лет назад пролили бочку с маслом, и кирпич пропитался…
Вот оно, пятно на репутации недостойных представителей пролетариата:
![DSC04779 DSC04779](http://ic.pics.livejournal.com/ivanden/28075255/287321/287321_600.jpg)
На пути – восковая фигура: старичок за пультом. Сие – манекен старейшего диспетчера Петра Малютина. Пётр Фёдорович доныне здравствует, к идее увековечить себя в воске отнёсся настороженно, но потом ничего, привык. Уборщицы тоже привыкли, а то поначалу всё здоровались с манекеном.
![DSC04800 DSC04800](http://ic.pics.livejournal.com/ivanden/28075255/287576/287576_600.jpg)
Хранитель бегает пальцами по пульту.
- Тут должна включиться программа, – говорит он. – И свет с экрана упадёт на лицо манекена таким образом, что оно покажется живым. То есть на соответствующие точки будут спроецированы световые изображения глаз и рта.
Хранитель настойчиво тыркает в кнопки, бормоча о том, что после некоторых любителей фотографироваться с манекеном настройки с неизменным успехом сбиваются. Программа не включается. На носу Петра Фёдоровича висит грустная световая полоска, на которой отчётлива надпись: no signal.
![DSC04799 DSC04799](http://ic.pics.livejournal.com/ivanden/28075255/287824/287824_600.jpg)
На пути – могучий кусок деревянной трубы. Потом другие фрагменты, поменьше. Это – части первых водопроводов. Конкретнее – некоторые экспонаты раньше обслуживали дворцы. Лежали в земле, пропуская воду, и было им глубоко фиолетово, куда эта вода бежит, к князю, аль ещё куда.
- Дерево не уступает по прочности железу, – замечает Хранитель. – Если это морёный дуб, так ему вообще сноса нет. Наша башня как раз на дубовых сваях стоит.
Киваю головой, стараюсь шагать осторожнее.
![DSC04805 DSC04805](http://ic.pics.livejournal.com/ivanden/28075255/288113/288113_600.jpg)
Потом мы ещё долго бродим по залам, смотрим макеты и фотографии. Слушаю рассказ, как ещё к Александру I подъезжали иноземные авантюристы, которые предлагали устроить водопровод, при этом отказывались знакомить с проектом. Знакомлюсь с идеей прорыть 43-километровый канал от Ладоги до Питера (ассоциации: хрустальный мост отсюда и до города Парижа).
А вот эту прозрачную штуку подарило правительство Швеции. Вроде как символ воды и жизни:
![DSC04815 DSC04815](http://ic.pics.livejournal.com/ivanden/28075255/289165/289165_600.jpg)
Жаль, что музей не охватывает «заречье», то есть другой берег Невы, на котором я в основном и реализую свои краеведческие амбиции и потенции. Зато вид отсюда красивый. На большое поле, под которым раньше находились подземные очистные резервуары, на вскрывшуюся Неву, на Выборгскую сторону. И в другую сторону, если чуть пройти по кругу: позолота знакомых шпилей и крестов.
![DSC04823 DSC04823](http://ic.pics.livejournal.com/ivanden/28075255/288855/288855_600.jpg)
![DSC04809 DSC04809](http://ic.pics.livejournal.com/ivanden/28075255/288540/288540_600.jpg)
Хорошо, когда в музее тихо.
Атмосферно!