1. Он восхитителен.
![1](http://cs403425.vk.me/v403425073/6ce4/u2qrIPqNbeA.jpg)
Впрочем, обо всем по порядку.
Давным-давно, лет 6 назад, по Садовой улице ходил трамвай третьего маршрута. Ходил очень хорошо и правильно – от самой площади Репина до самой площади Ленина, на которой Финляндский вокзал. Потом, видимо, кому-то что-то показалось не так, кто-то где-то прогнулся и до 1 марта 2013 года трамвая на Садовой не было.
Новую тройку запрягали долго. В Петербург приезжали то одни, то другие хорошие вагоны; кто-то уезжал обратно, кто-то выходил на окраинный маршрут; совершенно непонятно было, откуда и куда пустят чудо-вагоны по Садовой улице; наступила и кончилась зима.
В первый день весны «трешка» пошла, а в третий день мы с
harding1989 пошли смотреть что же там к чему.
2. Найти остановку на Сенной вот так вот сходу - задача нетривиальная. Лишь по свеженькой перемычке на выделенной части площади мы догадались, что остановку нужно искать дальше – у 39-го дома по Садовой, среди отвратительного нагромождения маршруток.
![2](http://cs403425.vk.me/v403425073/6cf6/IrHgowBErRs.jpg)
3. Еще на первой фотографии видно, что трамвай стоит на углу с Московским проспектом. А если присмотреться, то можно увидеть, что их там целых два.
![3](http://cs403425.vk.me/v403425073/6cff/xx3bYY9gVqU.jpg)
4. Минут двадцать и мы, и все эти люди на остановке склонялись к версии, что дело в поворачивающих налево автомобилях. Хотя, признаюсь, я был готов к худшему и мысленно уже смирился с тем, что трамвай мог сломаться, но при ближайшем рассмотрении все оказалось гораздо проще.
![4](http://cs403425.vk.me/v403425073/6d08/mhi0L-KwcE4.jpg)
5. Да-да, два одиночества не могли не встретиться.
![5](http://cs403425.vk.me/v403425073/6d11/863Sey35FVY.jpg)
6. Воспользовавшись моментом, мы взяли мини-интервью у водителя трамвая о том, что же обычно в таких случаях происходит, ведь,
говорят, в Москве у виновника простоя трамваев МосГорТранс успешно отсуживает по 50 000 рублей за час.
![](http://cs403425.vk.me/v403425073/6d1a/FB3tNuEFcd4.jpg)
7. Оказывается, схожая процедура у нас тоже существует. Теоретически, движуха начинается, если трамваи простояли час. Тогда это дело должным образом фиксируется, после чего не то парк, не то ГорЭлектроТранс посылает запрос о виновнике в ГИБДД, где на него очень не торопятся отвечать. Потом, если ГИБДД (не иначе как по ошибке) ответит на запрос – можно обращаться в суд и требовать компенсацию в неизвестном нам размере.
Но есть и случаи, когда процедура работает четко и эффективно – это случаи с нанесением материального ущерба. То есть, если не очень осторожная фура сорвет верхним габаритом контактную сеть. Или кто-то сумеет уронить столб, например. Там виноватому будет и за имущество заплатить, и неустойку. Так что будьте, пожалуйста, аккуратнее с трамваями.
![](http://cs403425.vk.me/v403425073/6d23/vNUK9ooXFug.jpg)
8. Должное надо отдать - ДПС приехала минут за 15, и первым делом прогнала поцарапщиков с трамвайных путей. А мы юркнули в вагон, чтобы успеть насладиться им, пока он ещё пуст.
![](http://cs403425.vk.me/v403425073/6d2c/AHiUrAD3tCg.jpg)
9. 80% пола у этого трамвая – низкие. Справедливо возвышаются лишь колесные арки, да есть по ступеньке у каждой из кабин. Приспособленнее всего – центральные части.
Для людей, вынужденных использовать коляску, есть отдельные места с подробной инструкцией и отдельной кнопкой «STOP» для связи с водителем.
![](http://cs403425.vk.me/v403425073/6d35/jxD5s3M39kY.jpg)
10. Двери открываются не так, как все привыкли, о чем трамвай заботливо сообщает. Тут нужно сказать, что трамвай заботливо сообщает вообще обо всем.
![](http://cs403425.vk.me/v403425073/6d3e/iAMTXBPT28E.jpg)
11. Первая остановка. Счастливые люди заходят в трамвай – они ждали его 6 лет.
![](http://cs403425.vk.me/v403425073/6d47/q801Q4xypTA.jpg)
12. В трамвае очень тихо и очень тепло. Одно сплошное удовольствие.
![](http://cs403425.vk.me/v403425073/6d50/27sB3jPBM2U.jpg)
13. Я внимательно пересчитываю вошедших людей.
![](http://cs403425.vk.me/v403425073/6d59/loBQccN9VWo.jpg)
14. 40 человек.
![](http://cs403425.vk.me/v403425073/6d62/UGq8861ogOs.jpg)
15. Очень хороший трамвай сделали белорусы. 14 минут спустя мы уже подъезжаем к площади Репина и встречаем славный ЛВС 86, которому уже очень, очень давно пора на покой.
![](http://cs403425.vk.me/v403425073/6d6b/obGwrWU5Cfk.jpg)
16. Залитый солнцем трамвайный вагон модели БКМ 843 стоит на конечной остановке – залитой солнцем площади Репина, пока кондуктор с водителем ходят в магазин.
![](http://cs403425.vk.me/v403425073/6d74/WnnW3fUXQjw.jpg)
Да, третий маршрут образца 2013 года – это трехкилометровый (2,7 км) огрызок третьего маршрута образца 2006 года, но он появился, и, я уверен, люди, добивавшиеся этого, приложили очень много усилий, ломая нашу бюрократическую машину.
Так, например, говорят, что три месяца ГИБДД упирается и не хочет ставить делиниаторы (такие поребрики пластиковые, грубо говоря), которые превратили бы полосу в выделенную. И ее можно было бы протянуть аж до Марсова поля или, чем черт не шутит, до Финляндского вокзала. Неужели кто-то думает, что такой трамвай пойдет пустым?
Пути, кстати, очень даже приличные на протяжении всего маршрута, кроме перекрестка Фонтанки и Старопетергофского.
17. Место, где самые лучшие трамваи ходят по самым худшим путям.
![](http://cs403425.vk.me/v403425073/6d7d/608Zd2am4mk.jpg)
18. Очень хочется верить в то, что это только начало, и что у Петербурга снова будет трамвай, достойный книги рекордов Гиннеса. А сейчас я покажу вам
harding1989, радующегося появлению в центре хорошего трамвая, и практически дам ему слово, переходя к цифрам.
![18](http://cs403425.vk.me/v403425073/6ced/pgV8dAWHaqE.jpg)
Мы умудрились немного посчитать за время поездки. Оно, кстати, составило 14 минут туда и 14 минут обратно. Получается, средняя скорость порядка 11-12 км/ч. Это в центре города. Результат не идеальный, но, мягко говоря, хороший. Конечно, воскресный вечер не самое пиковое время, но все же.
В общей сложности за туда-сюда поездку трамвай провез 66 человек. То есть, учитывая пятиминутную стоянку на площади Репина, почти 124 человека за час. Много ли это? Нет. Но это все еще воскресный вечер и все еще третий день работы маршрута. Ночные автобусы, я помню, в первые выходные возили воздух с легкой примесью случайных прохожих.
Мы не считали, сколько где выходило людей, потому что цели определить наиболее востребованную часть маршрута у нас не было (тем более, что она – вот это поворот! – у метро). Мы еще посчитаем время и людей в часы пик через месяцок, чтобы все стало на свои места.
Сегодня же мне осталось снабдить вас табличкой, картой и напомнить, что маршрутные огни у третьего номера: слева – желтый, а справа - синий.
19. Огни.
![огни огни](http://ic.pics.livejournal.com/thedeardeer/55290974/6839/6839_900.png)
20. Табличка.
![rsist rsist](http://ic.pics.livejournal.com/thedeardeer/55290974/6470/6470_900.png)
21. Карта, относительно которой я вам сразу говорю, что мог наврать с некоторыми остановками и буду признателен, если вы меня разоблачите.
![№3 №3](http://ic.pics.livejournal.com/thedeardeer/55290974/6259/6259_900.png)
И, да, ссылка на сам трамвай:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%9A%D0%A1%D0%9C-843