Конец ноября - самое лучшее время для изучения фортификации. Травы уже нет, снег еще не лег, все хорошо просматривается. Вот поэтому и выбрали мы последние ноябрьские выходные, чтоб постараться полностью обойти форт Ино - одну из последних крепостей Российской Империи. И одну из самых мощных, наравне с фортом Красная Горка на другом берегу залива и Русской Крепостью Выборг.
Форт Ино, как и Красная Горка, строился для защиты Финского залива. Кронштадтские форты не могли уже обеспечить должного уровня защиты - они были слишком близко к городу Кронштадту, и береговые орудия начала 20 века, вступая с ними в перестрелку, наносили бы городу-крепости при этом очень большой ущерб, да и сами форты были слабовато вооружены для противоборства с броненосцами. Поэтому незадолго перед Первой Мировой войной назрела необходимость защитить Петербург и Кронштадт дополнительными морскими и береговыми крепостями. В Финском заливе построили дополнительные форты на искусственных островах - Тотлебен и Обручев, перевооружили на современный лад форт Милютин, а на дальних подступах к Кронштадту начали строить форт Ино (Николаевский) на северном берегу и форт Красная Горка на южном, чтоб уничтожать вражеские корабли еще до того, как они приблизились к Кронштадту на опасное расстояние. Строительство на мысу Инониеми началось в 1909 году, а к 1917 году форт был готов к обороне, имел гарнизон в несколько тысяч человек, и мог защитить не только акваторию Финского залива, но и себя самого, а также прилегающие территории, потому что был окружен надежной оборонительной линией, сетью рвов, земляных валов, траншей, убежищ для пехоты и противоштурмовых батарей. О них я и расскажу в первой части описания нашего похода, выложив фотографии, сделанные нами в минувшее воскресенье.
1.Как доехать.
От Удельной до Зеленогорска мы едем на электричке. Дальше - садимся на автобус 213, идущий до 21-го километра.
Это конечная остановка в поселке Приветнинское. Но мы выходим не на ней, а на остановке 18-й километр, где самая дальняя доступная часть форта. Можно доехать и автобусом номер 420. После выхода из автобуса - переходим Приморское шоссе, а дальше идем в лес, вдоль забора воинской части, обходя табличку с надписью "проход запрещен" возле старых ржавых ворот.
2. Земляные валы и рвы форта. Все, как в эпоху Средневековья.
Обязательные элементы обороны феодального замка или крепости - ров, земляная стена вокруг...
В 20 веке земляные ограждения не только не утратили актуальности, но стали еще более полезными: каменные стены легко разрушались современными снарядами, а вот в земле они вязли, застревали, и разрушения были меньше.
Удивительно, как до сих пор земляные валы и рвы идеально сохраняют свою форму, а ведь укладывали их больше ста лет назад....
Хоть сейчас вооружай форт и держи оборону...
Еще один ров.
3.Убежища для пехоты.
На каждом опорном пункте (узле обороны) - по 3 убежища на 100 человек каждое.
Бетон очень толстый и прочный. Ничего подобного после революции у СССР не было, советские укрепления намного были проще...
По условиям мирного договора между Советской Россией и Финляндией в 1921 году форт Ино, оказавшийся на финской территории, был старательно взорван, чтоб у финнов не осталась в пользовании могучая русская крепость.
Однако даже после взрывов - руины убежищ и батарей производят сильное впечатление!
По убежищам можно полазать внутри, многие помещения сохранились.
После взрыва кое-где куски бетона повисли на арматуре. Напоминает фильмы ужасов.
Удивительно, почему ни финны в 1939, ни советские войска в 1941 здесь не организовали оборону - потому что даже в том, что осталось после разрушений, можно было бы отлично сопротивляться. Видимо, оба раза сработал фактор неожиданности.
За те годы, что форт был заброшен, в подземельях наросли сталактиты.
4.Бетонированные траншеи форта.
Такие при взрыве снаряда поблизости - не засыпало бы.
Спуски в траншею оборудованы каменными лестницами, которые расположены через каждые несколько десятков метров.
Сто лет прошло, а сохранность всех сооружений замечательная, если б не взрывали специально - так весь форт бы и сейчас выглядел как новенький. Такое вот качество строительства было до 1917 года.
Траншеи защищались не только стрелками, вооруженными винтовками и пулеметами, но и противоштурмовыми легкими орудиями. Вот бетонированная позиция для одной из таких пушек.
Во время боя они выкатывались по наклонному ходу наверх, на позицию, а в случае обстрела, а также когда не было необходимости их использовать - закатывались в бетонные убежища. Вот одно из них.
Крыша и стены весьма мощные.
Многие неплохо сохранились, подрыв форта их почти не повредил.
Любой из этих бункеров намного мощнее ДОТов Линии Маннергейма.
Пушки и пехота были надежно защищены.
Некоторые убежища разрушены, но и после взрыва своим видом излучают мощь...
Целые или разрушенные укрытия для орудий встречаются вдоль траншей регулярно. По этим остаткам можно получить представление, какой же мощной была эта крепость.
Инженерно-технический уровень Российской Империи был очень высоким...
5.Подземный ход
Вел из траншей в самую крупную батарею форта - башенную, с орудиями калибра 305-мм.
О нем подробнее можете почитать в моей заметке вот здесь: https://pohod-vosemvrat.livejournal.com/59617.html
Сухопутная оборона форта Ино превращала его в мощную береговую крепость, которую было очень сложно захватить со стороны суши. О батареях, которые защищали подходы со стороны моря, я расскажу в следующий раз.
--------
Страница нашего туристического клуба в ВК: Турклуб "Восемь Врат"
Сообщество, посвященное достопримечательностям Ленинградской области в ВК: Петербург для души и тела
Группа про красоты нашего региона в Фейсбуке: Красота Петербурга и Ленинградской области