Календарь

Декабрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

Железнодорожный музей в Петербурге. Краткий обзор. Часть 2

17:10, 09.11.2017  urbietorbiks

Оригинал взят у urbietorbiks в Железнодорожный музей в Петербурге. Краткий обзор. Часть 2











Часть 1 — здесь.

Мужик с огромными клещами или как называется этот инструмент. Возле, я так понимаю, семафорного механизма.








Когда он сделал пару шагов в сторону, я попытался покрутить ручку или хотя бы подержаться за нее, чтоб оценить, какие усилия прикладывали работники ж-д при ручном управлении семафорами. Мужик тут же сообщил мне, что трогать ничего нельзя. Спорить против таких клещей смысла не имело:) Но вопрос остался: ну а для чего же музей тогда, если только смотреть можно? Постижение реальности (тем более ушедшей в историю) ведь дается не только в зрительных ощущениях, но и в тактильных тоже. И даже может, в тактильных в первую очередь. А просто посмотреть на семафор можно и на фотографиях или картинках или в мультфильме про Чебурашку.


Вот тот же мужик уже непосредственно у семафора что-то колдует. А водяная колонка на переднем плане — тоже просто как арт-объект.










И вот тут-то как раз был бы уместен паровоз, чтоб было наглядно, для чего эта колонка. Но при таком обилии паровозов по всему музею именно тут его и нет.


Вот эта штука на фото ниже выглядит рабочей (я не про БЖРК на заднем плане, а про штуку с кабинкой на переднем:). Но работает ли когда-нибудь и что это вообще — пояснений не обнаружил.










За ней — тепловозы. Симпатичные.










Единственное, куда залезать можно — военная ж-д техника. Тут дети и отрываются по полной. Вот почему на бронепоезд залезть можно, а на тепловоз или в электричку — нельзя?










Возвращаемся под крышу. Поворотный круг с паровозом, а вокруг — тепловозы и электровозы. Здесь можно смотреть и снизу, и сверху. Поворотный круг вроде бы гипотетически работает, но вряд ли паровоз выезжает. А было бы интересно посмотреть в действии.










Красавец. Хоть и с женским почему-то именем "Стрела".










Еще красавцы.










Слева — "чебурашка" (не тот, который из мультфильма). Всего-то несколько лет назад такие активно трудились на магистралях, таскали пассажирские поезда. Не знаю, сейчас где-то еще трудятся?


Кстати, у ЧС-2 из верхнего прожектора трубу сделали. Уж не проблема же для него линзу найти?


А вот сейчас — самое популярное место в музее. Тренажер машиниста тепловоза.


















Очередь к нему была вот такая, и это уже после того как вышла служительница музея и вежливо сообщила, что музей закрывается и максимум еще сколько-то минут аттракцион проработает.


В основном в машинистов играли дети, но я б и сам "проехался". Да уже времени не хватало.


Вот по такому принципу, я считаю, и должен быть устроен весь музей. Чтоб можно было самому попробовать, потрогать, залезть внутрь, ощутить. Это должно скорее напоминать контактный зоопарк, чем картинную галерею.


Для тех, кому в очереди в тренажер стоять тяжко, можно присесть вот на такие стильные скамеечки.










Очереди еще были в туалеты (хотя их очень много по всему музею, но и народу много). Не было очереди только в один, в котором дверь не запиралась изнутри:)










Туалет, как видите, самый обычный, не в железнодорожной стилистике. С одной стороны — просторнее, а с другой — можно было бы хотя бы парочку обустроить, как в поезде. Не как музейный экспонат, а с полным функционалом (насколько это возможно в капитальном здании).


А ведь из поездных туалетов разных времен и вагонов можно отдельную экспозицию составить. Как вот, например, они выглядели в 19-м веке или начале 20-го? Куда те же машинисты и кочегары бегали в дальнем пути? До станций терпели? Может, это кому-то "фу-фу", а я считаю, что из этого тоже складывается объективное представление об эпохе. Которое может сильно отличаться от полученного из учебников и фотографий. А то уж кто-то и понятие "санитарная зона" стал забывать:)


Кстати, вот и санитары.










Рядом такая же гипсовая тетка с настоящим фонарем, который спереди светится зеленым, а сзади — красным. Можно окошко фонаря закрывать специальной дверцей, дети так развлекались, никто им вроде ничего не говорил по этому поводу. Хорошо.










Еще гипсовые фигуры — внутри теплушки. Ко входу в вагон можно подойти по специальной лесенке, дальше висит запрещающая ленточка. Моя позиция уже понятна: чем ставить гипсовые фигуры и вешать ленточку, лучше б разрешали заходить в вагоны.










Над мужиками в теплушке, кстати, экран чего-то показывает. Экранов таких достаточно много, начиная от входа, где это оправданно (создают атмосферу там, где еще нет экспозиции), и заканчивая самыми неожиданными местами. Например, встроены вот в такие лендлизовские ящики.










Креативненько как сам по себе факт (этакая инсталляция), но кто реально встанет и будет смотреть "кино по ящику" (внезапная буквализация распространенной фразы)? Я ни одного не видел, пока рядом находился.


Или вот тут, внутри товарного вагона. В который, конечно же, внутрь зайти нельзя.










От ленточки содержимого фоток не разглядишь, того, что показывают по мониторам (у них "рамка" выдвинута чуть вперед по сравнению с фотографиями), — тем более. Может, организованные группы с экскурсоводом и будут сюда запускать. Иначе какой смысл?


"Аммендорф" от "Красной стрелы". Тоже уже история.










Видите, человек внутрь пытается заглянуть, разглядеть интерьер купе? А ничего не видно. Я все о том же... Это не просто "мне так кажется, что должно так быть", это реальная востребованность, как сейчас модно говорить, "целевой аудитории". Чтоб можно было внутрь войти, посидеть. В случае с "Красной стрелой" даже чай-кофе попить из аутентичных стаканов с подстаканниками. Показать, как окна открывались-закрывались (не то что нынешние чуть приоткрывающиеся форточки). С каждым годом все больше людей, для кого и это будет открытием. А даже и теми, для кого это ностальгия, тоже будет востребовано наверняка.


Тепловоз с барельефом Сталина — ТЭ2.







Пить нельзя. Лазить по экспонатам нельзя. Ничего нельзя.









А, вот наконец-то что-то можно:) Можно зайти под паровоз и посмотреть на него снизу...








И даже потрогать колесо никто не запрещает вроде бы.










Я и потрогал... Палец в солидоле оказался. Ранее на каком-то из экспонатов недосохшая краска была. На куртке до сих пор черное пятно — то ли от той краски, то ли от солидола. Вот об этом можно было бы и вывесить таблички — что, мол, окрашено, смазано и не высохло еще, очень торопились музей открыть для вашего же удовольствия, будьте аккуратны. А не просто "туда нельзя, сюда нельзя". В общем, предупреждаю:)


Что хорошо — с детьми, с колясками, с самокатами можно. Пандусы, лифт — в этом смысле все хорошо.










Итожу впечатления от быстрой пробежки по музею.


В целом - положительное "послевкусие". Желание прийти еще раз - есть. Экспозиция впечатляет. Стиль, продуманность имеется.


Но ощущение, что проект музея и экспозиции заказывали людям, которые специализируются на выставках, картинных галереях, инсталляциях и т.п. Это модно, стильно, современно, но не учитывает специфику именно железнодорожного музея, где помимо визуального ряда и чисто зрительных впечатлений, должна быть "реальность в ощущениях". И никаких шлемов дополненной реальности не надо, вот она реальность, такая, какая есть, используй ее по полной! В идеале это должен быть железнодорожный "диснейленд", железнодорожный "контактный зоопарк". Чтоб не только смотреть, но и бегать, лазить, трогать, пробовать самому.


Да, это прибавит работы персоналу или самого персонала должно быть больше. Но если из этого исходить, можно было б вообще музей не открывать — так вообще ни у кого никакого напряга не было бы. А если уж открывать — так использовать возможности экспозиции по полной.


P.S. Общий график работы музея: со среды по воскресенье с 10-30 до 18-00. До самого недавнего времени на сайте было написано, что вход закрывается за полчаса до окончания работы музея, сегодня вот появилась надпись, что вход только до 17-00. До конца года вход свободный. На сайте музея написано, что даже до 11 января вход бесплатный, но вполне возможно, что просто с 1 по 10-е там будут выходные:) Ну или что-то как-то еще может измениться. Музей явно работает еще в режиме "демо-версии", поэтому лучше перед посещением на их сайт заходить и сверяться.


Не нравится
Нравится
источник: https://interesniy-spb.livejournal.com/562750.html     рейтинг: 0  

Городской Блог