Под зазеркальем принято понимать параллельный мир, живущий по принципам, которые в привычном нам обществе часто не понимают и не принимают. В этой главе я хочу показать немного железнодорожного, если можно так сказать, зазеркалья: картинок, показывающих, что железная дорога – это не только современные скоростные поезда и удобные вокзалы. Даже в Санкт-Петербурге – одном из красивейших городов мира.Если вы прибыли из Минска или, как я, из Великих Лук на Витебский вокзал города на Неве, а вам нужно попасть на Балтийский, чтобы уехать в Гатчину, совсем необязательно для этого спускаться в метро. Наземный транспорт тоже не нужен, от одного вокзала до другого можно дойти пешком. При условии, разумеется, что это сделать позволяют здоровье, время и погода. Выйдя из здания Витебского вокзала со стороны вестибюля метро «Пушкинская» и обойдя его вокруг, попадём на улицу Введенский канал. Когда-то здесь действительно был канал, построенный в начале XIX века и засыпанный в 1967 году. Пройдём мимо здания Императорского павильона Царскосельской железной дороги, полузаброшенных построек бывших лейб-гвардейских казарм и меньше чем через километр выйдем на набережную Обводного канала, по которой, не спеша двинемся в сторону Балтийского.
Здание Императорского павильонаНабережная Обводного каналаЧётная сторона набережной Обводного канала – это витрина промышленной архитектуры XIX века, которая требует отдельной прогулки и отдельного описания. Разумеется, бродить нужно там, где это не запрещено законом и нет опасности для жизни и здоровья. У меня цели – окунаться вглубь старинных производственных корпусов – в тот момент не было. Я шёл в сторону Балтийского вокзала (Балтов, как его называют питерцы) и, глядя по сторонам, пытался понять, что может порадовать взгляд гостя в большей степени – круглые башни-газгольдеры, краснокирпичные здания Общества электрического освещения (сейчас – территория Центральной ТЭЦ) или некий архитектурный компот из дореволюционных доходных домов с эркерами и закомарами и застройки уже советского периода на противоположной стороне канала.
Первую остановку сделаем напротив… Как вы думаете, чего? Правильно, здания бывшего Варшавского вокзала, ныне торгово-развлекательного комплекса «Варшавский экспресс». Ещё полтора года назад здесь размещался музей железнодорожной техники имени В.В. Чубарова. Точнее сказать, доживал последние дни. Я успел застать здесь экспозицию в ноябре 2015 года, впечатления об этом изложены в заметке
«Туманный Питер. Музейное». Теперь музей располагается на соседнем Балтийском, туда мы заглянем чуть позже. Сначала посмотрим, что же сегодня происходит на месте, где не так давно радовали публику снятые с эксплуатации паровозы и электровозы, где уходила в тяжёлые питерские облака пусковая установка боевого железнодорожного ракетного комплекса (БРЖК), грозя показать заокеанским хищникам «кузькину мать».
А здесь забор, из-за бетонных прясел которого, словно цапли, торчат мачты башенных кранов. Забор огораживает участок, где раньше были пути Варшавского вокзала, и прилегавшую к ним территорию. Скоро, судя по всему, там вырастет 15-этажный (если не выше) жилой район под названием
ЖК «Галактика». Галактика! Раз уж возводят на месте железнодорожных построек, то и название бы дали соответствующее. Скажем, «Варшавский». Глядя на всё это, вспоминается Державин:
«Где стол был яств, там гроб стоит». К слову сказать, ликвидация и снос Варшавского вокзала были прописаны ещё в Генеральном плане от 1935 года, и удивительным образом этот пункт реализовался спустя 80 лет. Хорошо, хоть само здание стоит на своём месте. Пока стоит.
* * *Перед Балтийским вокзалом расположен сквер «Балтийский сад», в нём – монумент в память о народных ополченцах. А справа от здания вокзала – арка, ведущая в некий Гатчинский двор. В этом дворе и будет вход в музей техники. Только он закрыт. Полтора года назад открытие планировали к концу 2016-го, теперь обещают к октябрю года нынешнего.
Монумент в памть об ополченцахЗдесь будет музей железнодорожной техникиЭкспозицию подвижного состава – в том виде, в каком она будет представлена, – увидеть можно, хоть и не с парадного входа. Для этого нужно пройти по находящейся чуть правее от вокзала (если стоять к нему лицом) улице Шкапина до переезда и далее налево вдоль промышленной железнодорожной ветки. Шкапина – улица контрастов. Чётная её сторона – мрачные и, одновременно, притягательные старые доходные дома, часть которых расселена, противоположная нечётная – новостройки. Словно две временных эпохи каким-то образом оказались рядом. Новостройки как бы свысока, с презрением поглядывают на своих визави – так, как смотрит одетый с иголочки денди на человека в поношенном пальто. А пережившие несколько революций, бомбёжки и блокаду старые дома отвечают с назиданием:
«Время никого не щадит, и вы такими же скоро будете».
Улица ШкапинаВот и переезд через ту самую ветку. Судя по шлагбауму и работающему светофору, движение по ней есть. Будка хоть и выглядит бесхозной, выкрашена, как и полагается объекту ОАО «Российские железные дороги», в знаковый серый цвет. Метров через 200 подходим к тыльной стороне Балтийского вокзала. Здесь не продают билеты, а пассажиры не спешат к электричкам. Только редкие служащие ходят, да рабочие-гастарбайтеры, ныряющие в проезд за разрушенным деревянным зданием и исчезающие за углом разрисованного с наглухо задраенными окнами списанного пассажирского вагона.
Экспонаты на обновлённой площадке будут, по всей видимости, находиться как в закрытых павильонах, так и под открытым небом. Посмотрим на то, что пока ещё скрыто за решётчатой оградой: зелёный М62 с неестественно большим крытым вагоном – скорее всего, БЖРК; вагон поезда «Красная стрела», дореволюционный вагон. И пожелаем, чтобы
железнодорожный музей имени В.В. Чубарова поскорее открылся. Может, место под него выбрано и более удачно – как в плане экспозиционного показа, так и транспортной доступности – но Варшавский всё равно жалко.
* * *А напоследок пройдёмся вдоль той самой промышленной ветки, что привела нас к музею. Первое, что привлекает внимание, это корпуса из красного кирпича Санкт-Петербургского товарищества автомобильно-омнибусного сообщения – гараж и мастерские. Построены в начале XX века (первый омнибусный маршрут от Балтийского вокзала до Александровского сада, что примыкает к южной стороне Адмиралтейства, был открыт в 1907 году), сейчас там железнодорожные склады.
Между улицами Шкапина и Розенштейна ветка проходит вдоль стены Хладокомбината №4. Предприятие также дореволюционное, построено в 1908 году как склад-холодильник товарищества «Унион». Появление его на этом месте не случайно. Участок, где располагается Хладокомбинат, в народе был известен как «холодная поляна». Позже исследования показали, что народная молва права: температура на поверхности почвы здесь на 3-5 градусов ниже средней по городу. После Розенштейна нас встречает бывший доходный дом без окон и дверей, построенный в 1902-1904 гг. архитектором Марианом Ляшевичем и сменивший с тех пор и до «исторического материализма» нескольких владельцев. В советское время – обычный коммунальный дом, сотрясавшийся при движении грузовых составов. Несколько лет назад расселён как аварийный и, вероятно, подготовлен к сносу. Другая половина дома – та, что дальше от железной дороги – выглядит обитаемой.
ХладокомбинатУлица РозенштейнаБывший доходный дом ЛяшевичаВ сквере, что напротив бывшего дома Ляшевича, стоит деревянный крест, надпись на котором гласит, что с 1900 по 1931 гг. на этом месте располагался деревянный храм святого преподобного Сергия Радонежского. После сквера линия разветвляется: часть уходит налево на завод железобетонных конструкций, а основной путь продолжается мимо легендарного завода «Красный треугольник» – конечного пункта этой ветки.
Аэростаты и резиновые игрушки, покрышки и калоши, детали для военной техники, железной дороги, авиации. Можно назвать любое изделие из резины, которое не производилось бы в разное время на «Красном треугольнике». Он основан в 1860 году Фердинандом Краузкопфом как Товарищество Российско-американской резиновой мануфактуры (ТРАРМ), в 1888-м у предприятия появился товарный знак в виде треугольника с вписанной внутри аббревиатурой «ТРАРМ», которым оно маркировало свои изделия, в 1908-м завод стал именоваться «Треугольник». После революции название сохранили, добавив слово «красный». Сегодня, как отмечается на
официальном сайте завода, здесь производится более тысячи наименований, в том числе, конвейерная лента, гидроуплотнения, используемый при ремонте судов привальный брус. Впрочем, полностью производственные мощности завода сегодня вряд ли используются: часть территории, по информации
соответствующей группы Вконтакте, часть помещений заброшена, часть сдаётся в аренду. Всё же лучше, чем совсем ничего. Хотя есть планы, так сказать, в духе времени: превратить территорию «Красного треугольника» в некий культурно-развлекательный объект.
Здесь был деревянный храм"Красный треугольник"Бродя среди расписанных заборов, над которыми возвышаются живые и полуживые строения, кажется, что сейчас раздастся гудок, и мимо тебя, хрипя простуженным дизелем, медленно проползёт ТГМ с парой-тройкой вагонов. Но нет, движения я в тот день не застал. Исторически эта линия связывала Балтийский вокзал с Сухопутной таможней, бывшей с момента основания 1844-м по 1852 год Гальванопластическим заведением герцога Лейхтенбергского, а в годы СССР ставшей филиалом табачной фабрики имени Урицкого. Здания экс-таможни и экс-фабрики по производству сигарет и папирос находятся на сразу за «Красным треугольником» и выходят на Старо-Петергофский проспект, сейчас в них очередной бизнес-центр. Нынче же ветка заканчивается метрах в 150 от площади Стачек и вестибюля станции метро «Нарвская». Заканчивается весьма символично: брошенным и заваленным мусором вагоном-хоппером. Что это за вагон, давно ли он здесь стоит, может, имеет криминальное происхождение – похищен и спрятан на задворках подъездного пути – история умалчивает.
Станция метро "Нарвская"Нарвские Триумфальные ворота на площади СтачекВыйти из железнодорожного зазеркалья и попасть обратно в привычный мир можно через дырку в бетонном заборе. Которой, как мне кажется, раньше пользовались рабочие для прохода на «Красный треугольник».
Проезд между метро и "зазеркальем"Информация взята с сайтов http://kanoner.com и http://www.citywalls.ru