![](https://img-fotki.yandex.ru/get/241199/51545939.b6/0_eb6cb_53b5418b_XL.jpg)
Какие у кого возникают ассоциации с Петербургом? Культурная столица, северная Венеция, в последнее время Новая Голландия, но вот уже много лет в Санкт-Петербург приезжают посмотреть в том числе на разводку мостов (терминологически верно именно так: разводка, а не развод). Действительно, процесс этот весьма зрелищный, хотя и доставляет неудобства жителям города. Но несмотря на то, что саму разводку неоднократно наблюдал, всегда меня интересовало, как это всё устроено. Поэтому, как только объявили о новом сезоне мостов, стал пристально следить за анонсами. Обстоятельства складывались так, что в Петербург мог выбраться только в конце июля, и, к счастью, именно в это время получилось попасть на мост - мост Александра Невского. Благо сейчас полно скоростных поездов и добраться из Москвы до Петербурга можно в кратчайшие сроки.
Мост Александра Невского, конечно, не самый известный, Дворцовый, Троицкий и Благовещенский вписаны во все путеводители, а Большеохтинский сам по себе очень красив, но и этому мосту есть, чем гордиться. Во-первых, это самый длинный разводной мост Санкт-Петербурга. Во-вторых, это последний по хронологии разводной мост в Петербурге, соединивший два берега Невы, сейчас сложно представить, но чуть больше, чем полвека назад Невский и Заневский проспекты никак не соединялись.
1. В-третьих, мост Александра Невского вантовый, хотя по внешнему виду этого и не скажешь, снаружи видны семь пролётов, два из них - на берегах, формируя транспортные развязки, а разводится только центральный. Суда, которые вписываются в габарит, могут идти под соседними пролётами
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/249479/51545939.b4/0_eb67a_384c40ed_XXL.jpg)
2. Время разводки указано максимальное, фактически - по окончанию навигации
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/235015/51545939.b4/0_eb67b_1c58df05_XXL.jpg)
3. Назван мост так по расположенной на левом берегу Александро-Невской лавре и одноименной площади. Также здесь расположены станции метро "Площадь Александра Невского"
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/202427/51545939.b4/0_eb67c_ac30f929_XXL.jpg)
4. На фото 1 можно заметить такие будочки на мосту. Вот в ближайшую мы и попадаем, спускаемся через люк в её основании
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/235015/51545939.b4/0_eb67d_798f7c09_XXL.jpg)
5. И ещё ниже. К слову, лестницы очень крутые. За дверью слева центральное помещение - пультовая. К слову, все технические помещения негерметичные, и если идёт дождь, то вся грязь льётся вниз. Так что на мостах лучше не мусорить
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/244154/51545939.b5/0_eb699_24e24665_XXL.jpg)
6. Сердце моста. Именно отсюда и ведётся все управление. Если система вдруг выйдет из строя, то разводку придётся проводить вручную. На фото Широков Александр Павлович, один из посвятивших нас в тайны моста
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/241199/51545939.b4/0_eb692_6dc841d0_XXL.jpg)
7. Всё это великолепие появилось относительно недавно
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/221708/51545939.b4/0_eb68f_c63798bb_XXL.jpg)
8. Начальник бригады, Кузнецов Анатолий Сергеевич, рассказал, что в процессе строительства моста были допущены ошибки, в результате которых в 1982 году (через 17 лет после открытия), противовес левого крыла массой 800 тонн обрушился и повредил электрическое оборудование. На время восстановления действовала паромная переправа
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/244154/51545939.b5/0_eb69b_7fd6f52d_XXL.jpg)
9. Из пультовой можно попасть на небольшой балкончик, откуда можно визуально контролировать ситуацию (аналогичный есть напротив). Из особенностей моста Александра Невского: у него четыре полуопоры, по две с каждой стороны, в пространство между которыми опускаются противовесы крыльев моста. Почти у воды полуопоры соединяет технический мостик
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/236239/51545939.b4/0_eb68a_eeeaca1a_XXL.jpg)
10. Фауна моста. Кстати, защищает от комаров
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/225029/51545939.b4/0_eb689_efcaf775_XXL.jpg)
11. Время разводить, по рации сотрудники согласовывают, что на мосту пешеходов и автомобилистов нет
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/244154/51545939.b5/0_eb69f_2579ae3d_XXL.jpg)
12. Однако, благодаря системе видеонаблюдения замечаем "бегуна" - девушку, которая в последний момент пересекает мост. Разводка приостанавливается
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/236239/51545939.b4/0_eb684_49da9bd2_XXL.jpg)
13. Агрегат на случай, если рация выйдет из строя
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/246155/51545939.b5/0_eb69e_937c5cab_XXL.jpg)
14. Вот теперь точно можно разводить мост: запускают разводку две главные кнопки
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/467152/51545939.b4/0_eb68e_51a3ec2e_XXL.jpg)
15. Взмах крыльев
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/247911/51545939.b5/0_eb6a2_8d679d92_XXL.jpg)
16. Индикация, показывающая положение крыльев моста
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/237815/51545939.b5/0_eb69d_a4e33eef_XXL.jpg)
17. Вжух! Мост разводится весьма быстро, за 4-5 минут
18. И мост разведён. Между опорами как раз тот самый противовес
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/230197/51545939.b5/0_eb6c8_de12905d_XXL.jpg)
19. Посмотрим теперь на сами механизмы: рядом с пультовой находятся гидравлические цилиндры, которые и разводят мост
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/372432/51545939.b4/0_eb67f_74be340e_XXL.jpg)
20. При разводке цилиндры опускаются и тянут крыло моста вниз
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/172272/51545939.b4/0_eb693_b4a8f7f8_XXL.jpg)
21. Крыло вращается вдоль опоры - мост разводится
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/479589/51545939.b5/0_eb697_5170d927_XXL.jpg)
22. Мощное крепление
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/236239/51545939.b4/0_eb694_41e7d0fe_XXL.jpg)
23. Спускаемся ещё ниже к Неве
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/767871/51545939.b5/0_eb6ac_68d0f9f2_XXL.jpg)
24. Машинное отделение. Здесь и находятся насосы, которые тянут цилиндры
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/249782/51545939.b5/0_eb6b4_db4c8e33_XXL.jpg)
25. Зелёные цилиндры - та самая гидравлика
26. Аналогичные помещения и механизмы находятся в каждой из четырёх полуопор, но вся работа синхронизируется
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/243077/51545939.b5/0_eb6b1_611e7226_XXL.jpg)
27. Мост был реконструирован в 2000-2001 годах, часть оборудования была заменена, но основные механизмы так и работают с 60-х годов
28. Ещё ниже - механический цех. Здесь находятся двигатели, которые приводят в действие затворы противовеса
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/202427/51545939.b5/0_eb6b9_9afc8085_XXL.jpg)
29. И электрощитовая
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/230858/51545939.b5/0_eb6b6_3c0a091e_XXL.jpg)
30. И здесь собственно и заканчиваются гидравлические цилиндры, пронзая полуопоры
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/479589/51545939.b5/0_eb6b8_d7b9fe60_XXL.jpg)
31. Выходим на тот самый мостик, который соединяет полуопоры. В Неве виден утонувший старый противовес
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/230858/51545939.b5/0_eb6ba_8b7f9408_XXL.jpg)
32. Над головой 800 тонн
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/361493/51545939.b5/0_eb6c0_f9c4283_XXL.jpg)
33. Благо сейчас есть стопор, который не даст противовесу обвалиться
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/221708/51545939.b5/0_eb6c1_271b0dfc_XXL.jpg)
34. Вид на берег. Москва ближе, чем кажется
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/235015/51545939.b5/0_eb6bf_509cb94f_XXL.jpg)
35. А меж тем началась навигация
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/235015/51545939.b5/0_eb6bd_8c6eaa33_XXL.jpg)
36. Движение весьма интенсивное
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/50455/51545939.b5/0_eb6c3_e197a21b_XXL.jpg)
37. Поднимаемся обратно. Можно наблюдать соседние мосты: Финляндские железнодорожные, причём один из них однокрылый, второй - вертикально-подъёмный
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/246155/51545939.b6/0_eb6c9_e590ccd6_XXL.jpg)
38. Разведённый мост Александра Невского снаружи
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/230858/51545939.b6/0_eb6d0_ca5cd386_XXL.jpg)
39. Несмотря на запрещающие знаки, нередки были случаи спешки, когда в последний момент хотели перебраться на противоположный берег. Не всегда эти попытки были удачными
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/749077/51545939.b6/0_eb6ce_b1d0205d_XXL.jpg)
40. Возвращаемся на берег
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/241199/51545939.b6/0_eb6cd_b2a73fa5_XXL.jpg)
41. По пути заходим в служебные помещения, тут сохранилось немало артефактов
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/233044/51545939.b6/0_eb6d4_5f238129_XXL.jpg)
42. Например, такой вот ключ - подарок одному из руководителей. Ну а что, мост разводной и ключ разводной, символично
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/216915/51545939.b6/0_eb6d6_e7a93717_XXL.jpg)
43. Вот такие таблички встречаются на всех пешеходных мостах, а на разводных я их не припоминаю. И всё-таки они есть!
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/243492/51545939.b6/0_eb6d5_456a4d7_XXL.jpg)
44. А потом дождь закончился, приехало
такси 068 и всех участников развезло по домам. Ну а меня - ждать обратного поезда
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/215803/51545939.b6/0_eb6d9_895960ba_XXL.jpg)
Спасибо
spbblog и
"Мостотресту" за возможность побывать внутри моста