Календарь

Июль 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

Кладбищенские истории.

15:10, 14.08.2016  vimmm

Оригинал взят у vimmm в Кладбищенские истории.

Что-то тихо в сообществе. Давайте-ка нагоним жути!
Всегда с интересом и любопытством относился к кладбищенской теме. Погостов в Питере много, может они и не самые древние в стране, но уж точно самые знатные и влиятельные люди государства российского похоронены именно тут. После некрополей собора апостолов Петра и Павла и Александро-Невской лавры, самыми статусными и почтенными являются Лазаревское и Тихвинское кладбища. Не стану утомлять перечислением знатных и знаменитых фамилий, покажу лишь несколько фото кладбищенской жизни (уж не знаю, какое из этих двух слов поставить в кавычки)). Тут фото различных годов, поэтому не удивляйтесь когда буйную зелень сменяют голые ветви а то и вовсе – снежок.
Несколько фото из некрополя:
На входе получаю очччень странный снимок: вверху совершенный брак – изображение смазано, словно у фотографа дрогнули руки, но внизу все четко.

Виднеется край надгробия генерала Милорадовича, того самого, кто пытался образумить декабристов и пал сраженный «пулею и штыкомъ». Любимец Суворова, кстати, герой и умница. Только у него и адмирала Сенявина надгробия деревянные:

Может это его я потревожил? Вот следующий снимок:

Вы знали, что центральные надгробия тут совершенно не по статусу? Ничего не поделать, теперь это музей и эти надгробия – просто экспонаты.
Рядом прославленный шеф Милорадовича:

Честь доблесть и слава российская. Генералиссимус не проигравший ни одного сражения. И надпись, как завещал:

На стене другая надпись:

Покрупнее:

Это могила (или надгробие) Якова Ивановича Повало-Швейковского. И как-то не хочется острить над заскорузлыми солдатскими виршами. Да, все так…

Тихвинское:
Проходим с почтением мимо наших классиков:



А тут, верно, лежит адмирал. Надпись помпезна и назидательна:

А тут издатель Лисенков.

Он сам автор своих надгробных строк:
Ты будешь тем, что я теперь.
Гробницы, гробы здесь на явке
Стоят, как книги в книжной лавке,
Число страниц их видно вам,
Заглавье в каждой книге ясно,
А содержанье беспристрастно,
Подробно разберемся там.
Прохожий, бодрыми шагами
и я ходил здесь меж гробами,
читая надписи вокруг,
как ты мою теперь читаешь.
Намек ты этот понимаешь?
Прощай же! До свиданья, друг.
С другой стороны строки Державина:
Река времен в своем теченьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
Уходит человек из мира,
Как гость с приятельского пира
Он утомился кутерьмой
Бокал свой допил, кончил ужин.
Устал! Довольно — отдых нужен
Пора отправиться домой.
Лисенков часть букв заменяет точками и «прохожий» ненадолго останавливается для разгадки нехитрого ребуса.

Памятник Кустодииеву вызывает вопросы.

В Питерском-то климате деревянный? Он который уже по счету?
А могила врача и коллекционера Боткина (сына того самого доктора Боткина, придумавшего нам желтуху) ограждена конкретным забором. Зачем?

Жуть какая… Памятник грузинскому князю и врачу физиологу Тархан-Моуравову.

Памятник Марии Шимановской нелеп и странен.

Может потому, что это кенотаф, установленный в 2010 году. Зачем? Сама пианистка покоится в другом месте. Вероятно, фантазии кого-то из близких. А надпись хороша:


Лазаревское поражает могильным буйством. Захоронения теснятся, иные треснувшие плиты уже служат ступенями, но именно тут представлена вся линейка кладбищенского искусства – скульптура из камня, бронзы, литьё, ковка и чеканка:
















Странное надгробие, заказчик, похоже, купил чугунную плиту впрок, заранее - даты смерти нет:

Надгробие архитектора Плавова – это он построил здание Военно-медицинской академии на Загородном и еще великое множество других зданий общественного призрения – больниц, богаделен, сумасшедших домов. Как видим - вольный каменщик:

Глядя на такое невольно думаешь: могильные оградки – это русская кладбищенская традиция?

Оказывается оградку можно соорудить и сверху:

Две могильные плиты восстановлены. Одна, судя по орфографии, до революции, другая в непростое послевоенное время. Это Фонвизин (тот, который из учебника литературы) и Нартов (тот, который «токарь всея Руси»). Нашлись и руки и средства, не забыли.
Кто-нибудь знает зачем тут этот камень?

Тут явно использована посмертная маска.

Сломанные деревья, якоря и колонны, рыдающие ангелы и девы, опрокинутые факелы, песочные часы, уроборосы и, конечно, черепа и кости…






















Интересно бы услышать историю этого захоронения. Похоже это последняя по времени могила Лазаревского. Но почему тут, а не через дорогу, на Тихвинском?

Но и тут есть местные жители:
Этот котейка гонял желуди по могилам академиков и генеральш в ноябре 2011 года,
он же прятался от снега под реставраторским навесом год спустя:

Теперь тут новый жилец, вот его домик:

Вот он сам:

Ну и страшилку напоследок, как обещал 
В 2012 году, в ноябре, уже под вечер, заглянул я на Лазаревский погост. Все снимки выше, на которых снег, сделаны именно тогда. Варькалось… То есть вечерело. Посетителей было мало, мрачное очарование этого места проявлялось во всей красе. Еще и первый снег, выпавший ночью. И в узком проходе, между могил, совершенно случайно увидел нечто странное:



Замкнутый периметр, высокий забор. Мелкие следы явно вышепоказанного котика, а крупные… Представляете, кого они выпускают тут по ночам?!
Или ОНО само выходит?

P.S.: А когда я уходил, оказалось, что на кладбище я один, и ворота закрыты. То самое «мрачное очарование» усилилось в разы. И когда я уже, с беспокойством, начал прикидывать с могилы какого действительного статского советника мне ловчее сигануть через забор, ворота отворились и улыбающийся полиционер поинтересовался: - Давно ждете?
…………… «…вы представьте Вани злость!» (с)

Не нравится
Нравится
источник: http://interesniy-spb.livejournal.com/531827.html     рейтинг: 0  

Городской Блог